Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ дс №10 п. Полетаево
Описание образовательной программы
Краткая
презентация
основной
образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 10 п. Полетаево»
Разработана в
соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО
Основная
общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного
образования МДОУ "Детский сад №10 п. Полетаево"(далее – Программа) разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России
от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022
г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа
состоит из обязательной части, которая составляет 60% от ее общего объема и
части, формируемой участниками образовательных отношений – 40%. Обе части
являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований
ФГОС ДО.
Обязательная
часть программы разработана на основе Федеральной
образовательной программой дошкольного образования (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028) -
https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
Часть
Программы, формируемая участниками
образовательных отношений, представлена парциальными программами и
пособиями, реализуемыми в учреждении:
Для реализации регионального компонента используется программа «Наш дом – Южный Урал» Авторы-составители: Е.Бабунова, С.Багаутдинова, Л.Галкина, Л.Градусова, И.Едакова, Н.Левшина, И.Колосова, Е.Лопатина, С.Обухова, В.Садырин, В.Турченко.
«Южный Урал: шаг за шагом» Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы Коллектив МБДОУ «Центр развития ребенка – деский сад № 261»
Каптелина Л.В., Куравина Н.В., Малышева И.В., Мельникова Е.А., Подивилова И. С., Фоминых Л.М.
Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»
Авторы: И.Каплунова, И.Новоскольцева
Программа «Юный эколог» Автор С.Н.Николаева
Программа отвечает образовательному
запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных
видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных,
психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится 3 раздела: целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы
представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые
результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а
также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей
развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к
педагогической диагностике планируемых результатов.
Целями Программы являются:
разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального
подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного
возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России1 .
Программа, в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», направлена на
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС
ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО):
1) обеспечение единых для Российской
Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной
программы ДО;
2) охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3) приобщение детей (в соответствии с
возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
4) обеспечение равных возможностей для
полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо
от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
5) создание благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6) объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
7) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной
деятельности;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования; 11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Содержательный раздел Программы
включает описание:
‒ задач и содержания образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социальнокоммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной
программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих
реализацию данного содержания.
‒
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
‒ особенностей образовательной
деятельности разных видов и культурных практик;
‒ способов поддержки детской инициативы;
‒ особенностей взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒ образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую
программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной
работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
Содержание Программы обеспечивает
физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности и
охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные
направления обучения и воспитания детей (далее - образовательные области):
· Познавательное развитие;
·
Речевое развитие
·
Художественно-эстетическое развитие
·
Физическое развитие.
· Социально-коммуникативное;
Возрастные
и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Программа определяет содержание и
организацию образовательной деятельности с обучающимися дошкольного учреждения
и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
Главными целями взаимодействия
педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста
являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и
дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и
обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала
семьи. Построение взаимодействия с родителями (законными представителями)
должно придерживаться следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании,
обучении и развитии ребёнка;
2) открытость: для родителей
(законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об
особенностях пребывания ребёнка в группе;
3) взаимное доверие, уважение и
доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных
представителей);
4) индивидуально-дифференцированный подход к
каждой семье;
5) возрастосообразность;
Организационный
раздел Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических и
кадровых условий реализации Программы;
‒ организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое обеспечение
Программы;
‒ обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок дня
во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.
Реализация Программы обеспечивается
руководящими, педагогическими, учебновспомогательными,
административно-хозяйственными работниками. Образовательное учреждение
укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной
образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, способными
к инновационной профессиональной деятельности. Основой для разработки
должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей
работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав,
ответственности и компетентности работников образовательного учреждения служат
квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном
справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования").
Реализация Программы осуществляется
педагогическими и учебновспомогательными работниками в течение всего времени
пребывания воспитанников в дошкольном учреждении.
Коллектив педагогов ДОУ составляет 19 человек:
педагог-психолог – 1,
учитель – дефектолог – 1
учитель-логопед - 3
музыкальный руководитель – 1,
инструктор по физ.культуре – 2
педагог по доп.образованию - 3
воспитатели – 14.
Уровень профессиональной квалификации
педагогического коллектива:
- высшая квалификационная категория
– 2 педагогога
- первая квалификационная категория – 8
педагогов;
- соответствие занимаемой должности
– 6 педагога.
В ДОУ созданы
материально-технические условия, обеспечивающие:
1.Возможность достижения
обучающимися планируемых результатов освоения Программы образования;
Выполнение требований
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: содержащихся в СП
2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организации общественного питания населения», утверждённых постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020
г. N 32 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября
2020 г., регистрационный N 60833), действующим до 1 января 2027 года (далее -
СанПиН 2.3/2.4.3590-20), СанПиН 1.2.3685-21.
Основная общеобразовательная программа
– образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 10 п. Полетаево» не содержит информацию,
наносящую вред физическому или психическому здоровью воспитанников и
противоречащую российскому законодательству.