АДООП (ТНР) Веселый китайский язык МДОУ №10 Полетаево

Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» ...........................стр 3.
1.1 Пояснительная записка ..................................................................................стр 3.
1.2 Цель и задачи программы ..............................................................................стр 9.
1.3. Содержание программы ..............................................................................стр 12.
1.3.1. Учебный план ..........................................................................................стр 12.
1.4. Планируемые результаты ..........................................................................стр 21..
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» ................... стр 24
2.1. Календарный учебный график ....................................................................стр 24
2.2. Условия реализации программы .................................................................стр 24
2.3. Формы аттестации ........................................................................................стр 26
2.4. Оценочные материалы .................................................................................стр 27
2.5. Методические материалы ............................................................................стр 28
2.6. Воспитательный компонент……………………………………………….стр 31.
2.7. Список литературы .......................................................................................стр 32
Приложение 1 Календарный план воспитательной работы
Приложение 2 Оценочные средства

1

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Разработка
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативноправовыми документами:
Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН
от 20.11.1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
№652и от 22.09.2021г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержденный президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября
2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении
Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
2

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»);
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
Разработка
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с документами:
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30
декабря 2022 года № АБ – 3924/06);
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки
РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г.
№ 06-1129 «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г.
№ АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и
технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных
на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе
включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического
и культурного развития страны»);
Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы» ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» 23.03.
2023г.
3

Локальные акты учреждения:
Приказ №195 от 29.10.2024г МДОУ «Д/с №10 п.Полетаево» «Об организации
дополнительного образования»;
Положение о реализации программ дополнительного образования в МДОУ
«Д/с №10 п.Полетаево» от05.09.2024г
Данная программа дополнительного образования относится к программам
социально-гуманитарной направленности.
Уровень освоения содержания образования: ознакомительный
Актуальность программы
Актуальность данной программы с точки зрения современности и
социальной значимости и состоит в том, чтобы отвечать потребностям
современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное
решение актуальных проблем ребенка, соответствовать государственной политике
в области дополнительного образования и социальному заказу общества.
Актуальность программы обусловлена необходимостью решения проблемы
реабилитации детей с ОВЗ (для детей с тяжелыми нарушениями речи, далее – для
детей с ТНР) и направлена на создание коррекционных возможностей для таких
детей, а также - благоприятных условий для их творческой деятельности,
самореализации и адаптации.
Раннее изучение иностранного языка создает прекрасные возможности для
того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира,
уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию
коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка на ранней ступени
обучения особенно неоценима в развивающем плане. Язык для ребёнка — это,
прежде всего, средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на
ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и
развития его способностей.
Программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения
китайского языка на последующих уровнях образования. Овладение китайским
языком на элементарном уровне выступает в качестве первой ступени в реализации
стратегической цели изучения языка. На данной ступени закладываются основы
коммуникативной компетенции.
Программа ориентирована на личность ребенка: расширяет лингвистический
кругозор детей. Ребенок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и
китайского языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках
выражается разными способами, а также расширяет кругозор, показывая культуру
другой страны.
Отличительные особенности программы
Отличием данной программы является то, что программа является
адаптированной для детей с ТНР и показывает, как выглядит образовательный план
ребенка с учетом возраста и индивидуальных особенностей с соблюдением
специальных условий для обучения. Занятия для обучающихся проводятся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья. Выбор мест проведения занятий для данных
обучающихся производится с учетом требований их доступности и рекомендаций
4

медико-социальной экспертизы и /или индивидуальной программе реабилитации
относительно рекомендованных условий и видов труда.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
реализуется по принципу разноуровневого обучения, в основе которого – обучение
по уровню индивидуального освоения программы, что позволяет учитывать
разный уровень развития обучающихся и разную степень освоенности ими
содержания данной программы. Таким образом, дети, пришедшие на программу с
особыми образовательными потребностями и потенциалом, различными
индивидуальными возможностями и особенностью развития, имеют возможность
обучаться на своем индивидуальном (выбранном или диагностируемом) уровне.
Программа предлагает три уровня индивидуального освоения программы
(начальный, основной, высокий), условно соответствующим трем уровням
развития детей (ребенок с пороговым уровнем развития, обычный
среднестатистический ребенок, дети с повышенными образовательными
потребностями). Диагностика уровня мотивации к образованию, уровня
психического развития, уровня развития способностей (одаренности)
обучающихся, уровня знаний по направленности программы, какие результаты
хочет получить ребенок, его ожидания, его мотивации к образованию в этой
конкретной области проводится на входном контроле. Результат входной
диагностики – выбор индивидуального образовательного маршрута ребенка,
приемлемого для спокойного и комфортного освоения программы в
индивидуальном темпе, объеме, уровне сложности. При разноуровневом обучении
нет понятия «не освоил» программу обучения, т.е. все дети «осваивают»
дополнительную общеразвивающую программу на своем индивидуальном уровне.
Программа обеспечивает практико-ориентированное обучение, что
позволяет проектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с
учетом направлений социально-экономического и территориального развития
региона. Освоение детьми дополнительной образовательной программы с целью
формирования начальных профессиональных знаний, умений и навыков
проводится за счет выполнения реальных практических задач, ориентированных на
начальное освоение будущей профессии.
Программа реализуется по принципу интегрированного обучения. Обучение
по программе выстраивается с одновременным включением в содержание одной
темы одновременно нескольких областей. Интегрированная программа позволяет
формировать у детей систему общекультурных знаний, умений и навыков,
развивать познавательные способности и желания, дает возможность разобраться в
своих потенциальных возможностях в определенной области. У детей
активизируется любознательность, возрастает объем памяти, расширяется
понятийный и словарный запас из разных областей знаний, происходит накопление
большого запаса жизненных представлений. Освоение содержания одной темы
осуществляется на основе одновременно решения предметных и общекультурных
задач, включает знакомство с понятиями в музыке, математике, рисовании,
профессиях, транспорте, времен года, быту, мире животных и птиц и пр.
Программа реализуется по принципу модульного построения содержания,
при этом каждый модуль – это составная часть, предметный курс в данной области
5

познания, направлен на поддержку мотивации детей к творческому
самовыражению, усвоению и использованию на практике полученных знаний,
формирование практических навыков, выполнения исследовательских и
творческих заданий (проектов) по каждому модулю.
Программа реализует современные методы и форматы обучения:
– связь содержания программы с образовательными потребностями и
возможностями обучающихся;
– предоставление возможности для самореализации, развития способностей и
талантов обучающихся;
– индивидуализация образовательного процесса, разработка совместно с
обучающимися в программе целей, задач, заданий, индивидуальных маршрутов,
сценариев работы; предоставление возможности обучающимся построения
собственного индивидуального маршрута-плана обучения;
– переход от монологических форм обучения к конструктивному диалогу
педагога и обучающихся;
– использование технологий социального проектирования, (ребенок –
помощник, коллега);
– развитие у обучающихся навыков эффективного использования времени,
приобретение новых навыков обучения за оптимальное время.
Программа основана в своем содержании и технологиях на приоритетных
направлениях дополнительного образования, направлена на создание условий для
вовлечения детей в практику регионального, локального (местного) развития
общества; направлена на развитие у детей личностной культуры, лидерских
качеств, формирование навыков, связанных с эмоциональным, интеллектуальным,
духовным развитием.
Программа реализует интерактивные форматы обучения:
– расширение использования игровых форматов и технологий (ролевые игры,
моделирование ситуаций, стратегические игры и пр.);
– совместное творчество обучающихся (коллективная работа);
– развитие разнообразия тематических практик (творческие конкурсы,
выставки, соревнования)
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся с ТНР в возрасте 4-7 лет.
Возрастные особенности обучающихся
Программа учитывает психические и физические особенности и
возможности обучающихся.
Особенности обучающихся с ТНР:
Для детей с ТНР характерен низкий уровень развития основных
свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная
устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей
заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками
вербальная память и продуктивность запоминания.
Особенности развития детей с ТНР:
6

 дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех
ступенчатые),
опускают
некоторые
их
элементы,
меняют
последовательность предложенных заданий.
 у некоторых детей отмечается низкая активность припоминания,
которая
сочетается
с
ограниченными
возможностями
развития
познавательной деятельности.
 связь между речевыми нарушениями и другими сторонами
психического
развития
обусловливает
некоторые
специфические
особенности мышления.
 могут наблюдаться общедвигательные нарушения – плохая
координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой
моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
 часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои
нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому
общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание
словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания.
Вследствие таких особенностей развития у детей может наблюдаться:
 агрессивность, драчливость, конфликтность;
 повышенная впечатлительность, страхи;
 неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
 повышенная обидчивость, ранимость.
Объем программы: 216 часов.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
1. Словесный метод: беседа, изложение;
2. Наглядный метод: показ педагогом методов и приемов деятельности,
видеоматериалы, иллюстрации, наблюдение за каким-либо процессом, экскурсии;
3. Практический метод, где используются:
а) репродуктивный метод (повтор, работа по шаблону)
б) продуктивный метод:
– практическое решение (упражнение, задание)
– творческий (индивидуальный) взгляд на учебную задачу.
4. Интерактивные:
– игровой метод: теоретическую информацию и практические навыки дети
получают в процессе игры.
Тип занятий:
– занятие сообщения и усвоения новых знаний: лекция, изложение, беседа,
объяснение;
– занятие повторения и обобщения полученных знаний: контрольные и
проверочные работы, анализ полученных результатов;
– занятие закрепления знаний, выработка умений и навыков: постановка
задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
– занятие применения полученных знаний, умений и навыков: прикладная
работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.
7

Формы проведения занятий: беседа, наблюдение, практическое занятие с
объяснением, устный опрос, обучающие игры, творческая работа, открытое
занятие, праздник.
Срок освоения программы: 3 года
Режим занятий: по программе планируется 2 занятия в неделю по 1
академическому часу (30 мин).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: социальная адаптация и полноценное развитие детей с
ОВЗ, развитие их социально-коммуникативного опыта; формирование и развитие
творческих, интеллектуальных, художественных, исследовательских способностей
обучающихся посредством социально-гуманитарного обучения (основы китайского
языка), создание благоприятных условий для самореализации, личностного роста,
инициативы ребенка, формирования общей культуры, начальная профориентация;
воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной
личности, имеющей гражданско-патриотические ценности.
Задачи программы
Программа направлена на решение общих задач:
– создание основ образованности и решение задач формирования общей
культуры обучающегося, расширение его знаний о мире и о себе;
– оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки
индивидуальности обучающегося (способностей, интересов, склонностей) в
условиях образовательной деятельности;
– накопление обучающимися социального опыта и обогащение навыками
общения и совместной деятельности в процессе освоения программы;
–
удовлетворение
познавательного
интереса
и
расширение
информированности обучающихся в данной образовательной области (китайские
язык и культура).
– развитие умений и навыков говорения и понимания китайского языка на
основе игровых технологий обучения, разучивания песенок, рифмовок;
– воспитание у обучающихся с ОВЗ самостоятельности и независимости при
освоении доступных видов деятельности;
1 год обучения
Образовательные (предметные):
1. Познакомить с основными понятиями, терминами в области китайского
языка и культуры;
2. Формировать интерес к изучению китайского языка,
3. Формировать начальные знания в области китайского языка и культуры
(общие сведения о стране, особенностях животного и растительного мира);
4. Формировать начальные умения и навыки в области китайского языка и
культуры (говорение, пение, рифмовки);
5. Формировать фонетические, лексические, грамматические навыки,
формировать навыки письма (написание черт).
Личностные:
8

1. повысить удовлетворенность
ребенком
своей
деятельностью
в
объединении, самореализацию в выбранном виде деятельности;
2. повысить творческую активность ребенка, проявление инициативы и
любознательности;
3. воспитать самостоятельность и независимость при освоении доступных
видов деятельности;
Метапредметные:
1. повысить способности самостоятельно обратиться к педагогу в случае
личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
2. повысить умения выполнять действия по заданному алгоритму или
образцу;
2 год обучения
Образовательные (предметные):
1. Формировать базовые знания в области китайского языка и культуры
(особенностях животного и растительного мира, быта и традиций)
2. Формировать базовые умения и навыки в области китайского языка и
культуры (говорение, пение, рифмовки);
3. Формировать лексические, грамматические навыки, формировать навыки
письма (написание черт).
4. Развить
лингвистические
способности
(фонематического
и
интонационного слуха, звуковысотной чувствительности, объёма слухоречевой
памяти, имитационных способностей, скоростного проговаривания);
Личностные:
1. повысить ценностные ориентации и развить жизненные, социальные
навыки: автономность, ответственность (способность принимать ответственность
за свои действия и их последействия); мировоззрение (определение принципов
поведения, принятие и следование социально значимым нормам и ценностям);
социальный интерес,
2. повысить коммуникативные навыки общения со сверстниками, взрослыми
и в коллективе, расширить опыт социальных контактов, формировать
продуктивных видов взаимоотношений с окружающимися; включаться в
коллективный творческий процесс;
Метапредметные:
1. повысить умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами при организующей помощи;
2. повысить умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех
и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при
организующей помощи педагога;
3 год обучения
Образовательные (предметные):
1. Развить базовые знания в области китайского и культуры (особенностях
традиций, культурные и исторические памятники, китайский детский фольклор);
9

2. Развить базовые умения и навыки в области китайского языка и культуры
(говорение, пение, рифмовки);
3. Развить лексические, грамматические навыки, формировать навыки
письма (написание черт).
4. Развивать творческие способности в различных областях с
использованием иностранного языка.
5. Воспитать устойчивый интерес к изучению иностранного языка;
Личностные:
1. Повысить умения выражать собственные мысли, взгляды;
2. Повысить умения совершенствовать внешнюю психотехнику (голос,
речевой аппарат, пластику тела); совершенствовать внутреннюю психотехнику
(память, внимание, фантазию, воображение);
3. Повысить умения контролировать свою деятельность при обучении,
сохранять уверенность в себе в окружении незнакомых и посторонних людей,
проявлять стремление к общению, согласовывать свои мотивы и позиции с
общественными.
Метапредметные:
1. Повысить умения определять цели своего обучения и деятельности в
целом;
2. Повысить способности контролировать и оценивать собственные действия
на отдельных этапах работы в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
3. Повысить способности самостоятельно действовать в соответствии с
заданными эталонами при поиске информации в различных источниках,
критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных
источников;
4. Повысить умения организовывать в процессе деятельности сотрудничество
с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

10

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1 год обучения
№
п/п

Общее
кол-во
часов

Название раздела/темы

Теория

Практика

(в часах)

(в часах)

Формы
контроля

аттестации/

Модуль 1 Основы китайского языка
1

1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
6
6.1
6.2

Вводная часть
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Входной
контроль
Знакомство с иностранным
языком

1

1

0

1

1

0

31

15

16

4

4

4

4

4

4

3

4

Приветствие (你好);
Цифры (数字)
Мое тело (我的身体);
Дом, семья (家)
Животные (动物);
Одежда (衣服)
Новый год (新年);
Места (地方)
Итоговая работа

8

1

0

1

Итого по 1 полугодию
Продолжение знакомства с
иностранным языком

32

16

16

38

12

26

8

2

6

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

4

2

0

2

1
1

0

1

0

1

40
72

12
28

28
44

Времена года (四节);
Познакомиться с легендами
Китая
Мебель (家具);
Профессии (职业)
Фигуры (数字);
Эмоции (情绪)
Дни недели (星期);
Время (时间)
Космос (空间);
Транспорт(汽车
Вежливые слова (礼貌用语)
Прощание на китайском языке
(再见)
Итоговые мероприятия
Итоговая творческая работа
Диагностика освоения
программы
Итого по 2 полугодию
Итого по Модулю 1:

8
8
7

11

Входной контроль:
собеседование

Текущий контроль:
Устный опрос, практическая
работа

Промежуточная аттестация:
Творческая работа
Текущий контроль:
Устный опрос, практическая
работа

Промежуточная аттестация:
Творческая работа. Защита

Описание содержания в соответствии с учебным планом 1 года обучения
Модуль 1 Основы китайского языка
Раздел 1 Вводная часть
Тема 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входной
контроль
Теория: знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, программой обучения. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях, во время посещения мероприятий, поездок в автобусе,
правилами противопожарной безопасности. Собеседование на выявление уровня
общего и физического развития, потенциала обучающегося по направленности.
Раздел 2 Знакомство с иностранным языком
Тема 2.1 Приветствие (你好); Цифры (数字)
Теория: Первое знакомство со страной, языком, культурой. Основные
понятия, термины. Произношение: приветствие (你好); Цифры (数字)
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Научиться
приветствовать друг друга; Научиться считать до 10.
Тема 2.2 Мое тело (我的身体); Дом, семья (家)
Теория: Основные понятия, термины. Произношение и запись: Мое тело
(我的身体); Дом, семья (家). Значение и запись иероглифы (头 - голова,头发волосы,眼睛– глаза).
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе: Научиться называть
членов семьи; Выучить части тела; Выучить запись иероглифы (头 - голова,头发волосы,眼睛– глаза).
Тема 2.3 Животные (动物); Одежда (衣服)
Теория: Основные понятия, термины. Произношение: Животные (动物);
Одежда (衣服). Значение и написание: иероглифы 狗-собака, 猫- кошка;
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Научиться писать
иероглифы 狗-собака, 猫- кошка; Выучить песенку我的动物-мои животные;
Выучить произношение футболка, брюки, обувь, шапка.
Тема 2.4 Новый год (新年); Места (地方)
Теория: Познакомиться с традициями Нового года в Китае; познакомиться с
достопримечательностями Китая (Великая китайская стена, терракотовая армия);
Основные понятия, термины. Произношение: Новый год (新年); Места (地方)
Практика: Задания для различных уровней освоения: Выполнить
аппликацию «Фонарик»; использовать иероглифы по выбору.
Тема 2.5 Итоговая работа
Практика: Промежуточная аттестация: творческая работа, выставка
Раздел 3 Продолжение знакомства с иностранным языком
Тема 3.1 Времена года (四节); Познакомиться с легендами Китая
Теория: Познакомить с легендой о драконах, о панде; Основные понятия,
термины. Произношение: Времена года (四节);
12

Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Выучить времена
года;
Научиться писать иероглифы «Времена года»;
Тема 3.2 Мебель (家具); Профессии (职业)
Теория: Познакомить детей с основными профессиями на китайском языке;
Учить детей называть предметы мебели на китайском языке; Основные понятия,
термины. Произношение: Мебель (家具); Профессии (职业)
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Выучить называть
предметы мебели на китайском языке;
Тема 3.3 Фигуры (数字); Эмоции (情绪)
Теория: Учить обозначению фигур на китайском языке; Познакомить с
обозначением основных эмоций на китайском языке (радостный, грустный);
Основные понятия, термины. Произношение: Фигуры (数字); Эмоции (情绪)
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. выучить обозначение
фигур на китайском языке; обозначению основных эмоций на китайском языке
(радостный, грустный)
Тема 3.4 Дни недели (星期); Время (时间)
Теория: Основные понятия, термины. Произношение: Дни недели (星期);
Время (时间)
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Изучить иероглифы
«дни недели»; Выучить грамматическую конструкцию (час-минута)
Тема 3.5 Космос (空间); Транспорт(汽车)
Теория: Основные понятия, термины. Произношение: Космос (空间);
Транспорт(汽车) Ввести новую лексику по теме «Транспорт» на китайском языке;
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Выучить иероглифы
солнце и луна; Выучить стихотворение»我的空间»
Тема 3.6 Вежливые слова (礼貌用语) Прощание на китайском
языке (再见)
Теория:
Познакомить
детей
с
вежливыми
словами(谢谢、不客气)Основные понятия, термины. Произношение: Вежливые
слова (礼貌用语) Прощание на китайском языке (再见)
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Выучить песенку
прощание на китайском языке, научиться писать иероглиф «До свидания»
Раздел 4 Итоговые мероприятия
Тема 4.1 Итоговая творческая работа
Практика: итоговая работа для всех уровней: творческая работа,
выступление, выставка, как результат обучения
Тема 4.2 Диагностика освоения программы
Практика: диагностика уровня освоения программы обучения по
результатам текущих контролей, итоговой работы.
1.3.2. Учебный план
2 год обучения
13

№
п/п

Общее
кол-во
часов

Название раздела/темы

Теория

Практика

(в часах)

(в часах)

Формы
контроля

аттестации/

Модуль 2 Изучение китайского языка
1

Вводная часть

1

1

0

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Входной
контроль

1

1

0

2

Изучение иностранного языка

31

15

16

Приветствие (你好);
Цифры (数字)
Цвета (颜色)
Мое тело (我的身体);
Дом, семья (家)
Животные (动物);
Еда (吃饭)
Новый год (新年);
Места (地方)
Природа(大自然)
Итоговая работа

8
4

4

4

4

4

4

3

4

1

0

1

Итого по 1 полугодию
Продолжение изучения
иностранного языка

32

16

16

38

12

26

Времена года (四节);
Мебель (家具);
Профессии (职业)
Эмоции (情绪)
Дни недели (星期);
Время (时间)
Транспорт(汽车);
Здания и улицы(建造)
Вежливые слова (礼貌用语)
Итоговые мероприятия

8

2

6

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6
2

2

4

0

2

Итоговая творческая работа
Диагностика освоения
программы
Итого по 2 полугодию
Итого по Модулю 2:

1
1

0

1

0

1

40
72

12
28

28
44

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
6
6.1
6.2

8
8

Входной контроль:
собеседование

Текущий контроль:
Устный опрос, практическая
работа

7

Промежуточная аттестация:
Творческая работа
Текущий контроль:
Устный опрос, практическая
работа

Промежуточная аттестация:
Творческая работа. Защита

Описание содержания в соответствии с учебным планом 2 года обучения
Модуль 2 Изучение китайского языка
Раздел 1 Вводная часть
Тема 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входной
контроль
14

Теория: знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, программой обучения. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях, во время посещения мероприятий, поездок в автобусе,
правилами противопожарной безопасности. Собеседование на выявление уровня
общего и физического развития, потенциала обучающегося по направленности.
Раздел 2 Изучение иностранного языка
Тема 2.1 Приветствие (你好); Цифры (数字); Цвета (颜色)
Теория: Продолжение знакомства со страной, языком, культурой. Основные
понятия, термины. Повторение и новое. Произношение: приветствие (你好);
Цифры (数字); Цвета (颜色)
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Научиться
приветствовать друг друга, узнавать, как дела; Научиться считать до 20; Научиться
называть 10 цветов на китайском языке.
Тема 2.2 Мое тело (我的身体); Дом, семья (家)
Теория: Повторение: Мое тело (我的身体); Дом, семья (家). Значение и
запись иероглифы (头 - голова,头发- волосы,眼睛– глаза). Новое: закрепить
умение детей четко называть членов своей семьи на китайском языке; Научить
строить легкие грамматические конструкции с(的)
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. умение четко
называть членов своей семьи на китайском языке; строить легкие грамматические
конструкции с(的)
Тема 2.3 Животные (动物); Еда (吃饭)
Теория: Повторение: Животные (动物); Значение и написание: иероглифы 狗собака, 猫- кошка; Новое: познакомить детей с животными зоопарка на китайском
языке; Научить
детей записывать иероглифами
различных животных
(熊猫、老虎、狮子、猴子);национальные Блюда Китая(饺子, 面条)
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Научиться записывать
иероглифами животных(熊猫、老虎、狮子、猴子);выучить национальные
Блюда Китая(饺子),
Тема 2.4 Новый год (新年); Места (地方); Природа(大自然)
Теория: Познакомить с традициями Нового года в Китае; Провести Праздник
(新年) Познакомить с городами Китая (Пекин, Шанхай); Познакомиться с
природными явлениями(下雨、下雪)
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Выполнить
аппликацию «Дракон»; использовать иероглифы по выбору.
Тема 2.5 Итоговая работа
Практика: Промежуточная аттестация: творческая работа, выставка, участие
в празднике (新年)
Раздел 3 Продолжение изучения иностранного языка
Тема 3.1 Времена года (四节)

15

Теория: Закрепить выученный материал (природные явления), повторить
времена года; Научить писать иероглифы «природные явления»;Научить
составлять короткие рассказы о природе на китайском языке
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Закрепить выученный
материал (природные явления), повторить времена года; Научиться писать
иероглифы «природные явления»; Научиться составлять короткие рассказы о
природе на китайском языке
Тема 3.2 Мебель (家具); Профессии (职业)
Теория: повторить основные профессии на китайском языке; Учить детей
называть предметы мебели на китайском языке; Познакомить детей с
конструкцией(她/他是..); Научиться называть мебель относительно в
пространстве;
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Выучить называть
предметы мебели на китайском языке; Выучить называть мебель относительно в
пространстве;
Тема 3.3 Эмоции (情绪)
Теория: Повторить обозначения основных эмоций на китайском языке
(радостный, грустный); Произношение: Эмоции (情绪) Развивать способность
распознавать различные эмоции, используя для обозначения китайский язык;
Научиться записывать эмоции при помощи иероглифов;
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. повторить
обозначения основных эмоций на китайском языке (радостный, грустный).
Научиться записывать эмоции при помощи иероглифов;
Тема 3.4 Дни недели (星期); Время (时间)
Теория: научить иероглифам «дни недели»; научить как пишется
иероглифами (пн, вт, ср, чт, пт, сб, вск); научить грамматической
конструкции(половина 六点半)
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. выучить как пишется
иероглифами (пн, вт, ср, чт, пт, сб, вск); Выучить грамматическую
конструкцию(половина 六点半)
Тема 3.5 Транспорт(汽车). Здания и улицы(建造)
Теория: Здания и улицы(建造) Основные понятия, термины. Повторение
Транспорт(汽车). Ввести новую лексику по теме «Транспорт» на китайском
языке; научить грамматической конструкции «номер дома»; Научить составлять
мини рассказы(我住在哪里);
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Выучить
грамматическую конструкцию «номер дома»; Научиться составлять мини
рассказы(我住在哪里);
Тема 3.6 Вежливые слова (礼貌用语)
Теория: повторить с детьми выученные ранее вежливые слова
(谢谢、不客气、没关系、对不要气); Закрепить в диалогах; Научиться писать
иероглифами(谢谢、不客气、没关系、对不要气)научить песенке «прощание»
на Китайском языке(晚安)
16

Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. повторить вежливые
слова (谢谢、不客气、没关系、对不要气); Закрепить в диалогах; Научиться
писать иероглифами(谢谢、不客气、没关系、对不要气);Выучить песенку
прощание на Китайском языке(晚安)
Раздел 4 Итоговые мероприятия
Тема 4.1 Итоговая творческая работа
Практика: итоговая работа для всех уровней: творческая работа,
выступление, выставка, как результат обучения
Тема 4.2 Диагностика освоения программы
Практика: диагностика уровня освоения программы обучения по
результатам текущих контролей, итоговой работы.
1.3.3 Учебный план
3 год обучения
№
п/п

Общее
кол-во
часов

Название раздела/темы

Теория

Практика

(в часах)

(в часах)

Формы
контроля

аттестации/

Модуль 3 Совершенствуем китайский язык
1

1.1
2

2.1

2.2
2.3
2.4
2.5

3
3.1
3.2
3.3
3.4

Вводная часть
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Входной
контроль
Совершенствуем иностранный
язык

1

1

0

1

1

0

31

15

16

4

4

4

4

4

4

3

4

Приветствие(早上好,
晚上好,下午好)
Цифры (数字)
Цвета (颜色)
Дом, семья (家)
Возраст(岁)
Животные (动物);
Еда (吃饭)
Новый год (新年);
Места (地方)
Итоговая работа

8

1

0

1

Итого по 1 полугодию
Продолжение
совершенствования
иностранного языка
Природа(大自然)
Времена года (四节);
Мебель (家具);
Профессии (职业)
Эмоции (情绪)
Дни недели (星期);

32

16

16

8
8
7

38

12

26

8

2

6

6

2

4

6
6

2
2

4
4

17

Входной контроль:
собеседование

Текущий контроль:
Устный опрос, практическая
работа

Промежуточная аттестация:
Творческая работа
Текущий контроль:
Устный опрос, практическая
работа

3.5
3.6
6
6.1
6.2

Дата (号)
Транспорт(汽车);
Здания и улицы(建造)
Вежливые слова (礼貌用语)
Итоговые мероприятия
Итоговая творческая работа
Диагностика освоения
программы
Итого по 2 полугодию
Итого по Модулю 3:

6

2

4

6
2

2

4

0

2

1
1

0

1

0

1

40
72

12
28

28
44

Итоговый контроль:
Творческая работа. Защита

Описание содержания в соответствии с учебным планом 3 года обучения
Модуль 3 Совершенствуем китайский язык
Раздел 1 Вводная часть
Тема 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входной
контроль
Теория: знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, программой обучения. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях, во время посещения мероприятий, поездок в автобусе,
правилами противопожарной безопасности. Собеседование на выявление уровня
общего и физического развития, потенциала обучающегося по направленности.
Раздел 2 Совершенствуем иностранный язык
Тема 2.1 Приветствие(早上好,晚上好,下午好)Цифры (数字); Цвета (颜色)
Теория: Продолжение знакомства со страной, языком, культурой. Основные
понятия, термины. Повторение и новое. Научить составлять словосочетания
«доброе утро, добрый день, добрый вечер»; Научить считать до 50; Научить
называть 12 цветов на китайском языке.
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Научиться составлять
словосочетания «доброе утро, добрый день, добрый вечер»; Научиться считать до
50; Научиться называть 12 цветов на китайском языке.
Тема 2.2 Дом, семья (家) Возраст(岁)
Теория: Повторение: Дом, семья (家). Закрепить умение детей четко называть
членов своей семьи на китайском языке, как зовут членов семьи; Научить называть
свой возраст;
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. умение четко
называть членов своей семьи на китайском языке, как зовут членов семьи;
Научиться называть свой возраст;
Тема 2.3 Животные (动物); Еда (吃饭)
Теория:
Повторение:
Животные
(动物);
Познакомить
с
конструкцией(我想吃…)Познакомить детей с животными зоопарка на
китайском языке; научиться записывать иероглифами животных(熊猫、老
повторить национальные Блюда Китая(饺子, 面条)

18

Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Научиться записывать
иероглифами животных(熊猫、老虎、狮子、猴子);повторить национальные
Блюда Китая(饺子),
Тема 2.4 Новый год (新年); Места (地方);
Теория: Познакомить с традициями Нового года в Китае; Провести Праздник
(新年) Познакомиться с городами Китая (Храм неба, Шаолинь) Познакомиться с
природными явлениями(下雨、下雪)
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Выполнить
аппликацию «Дракон»; использовать иероглифы по выбору.
Тема 2.5 Итоговая работа
Практика: Промежуточная аттестация: творческая работа, выставка, участие
в празднике (新年)
Раздел 3 Продолжение изучения иностранного языка
Тема 3.1 Природа(大自然)Времена года (四节)
Теория: Закрепить выученный материал (природные явления), повторить
времена года; Научить писать иероглифы «природные явления»;Научить
составлять короткие рассказы о природе на китайском языке
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Закрепить выученный
материал (природные явления), повторить времена года; Научиться писать
иероглифы «природные явления»; Научиться составлять короткие рассказы о
природе на китайском языке
Тема 3.2 Мебель (家具); Профессии (职业)
Теория: повторить основные профессии на китайском языке; Учить детей
называть предметы мебели на китайском языке; Закреплять представления детей о
предметах и их использовании в трудовых процессах на китайском языке;
развивать умение устно составлять элементарные предложения на китайском языке
в рамках темы «Мебель»
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Выучить называть
предметы мебели на китайском языке; устно составлять элементарные
предложения на китайском языке в рамках темы «Мебель»
Тема 3.3 Эмоции (情绪)
Теория: Развивать способность распознавать различные эмоции, используя
для обозначения китайский язык; Научиться записывать эмоции при помощи
иероглифов
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. повторить
обозначения основных эмоций на китайском языке (радостный, грустный).
Научиться записывать эмоции при помощи иероглифов;
Тема 3.4 Дни недели (星期); Дата (号)
Теория: научить иероглифам «дни недели»; научить как пишется
иероглифами (пн, вт, ср, чт, пт, сб, вск); научить грамматической
конструкции(половина 六点半)

19

Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. выучить как пишется
иероглифамиами (пн, вт, ср, чт, пт, сб, вск); Выучить грамматическую
конструкцию (год, месяц, число)
Тема 3.5 Транспорт(汽车). Здания и улицы(建造)
Теория: Ввести новую лексику по теме «Транспорт» на китайском языке;
научить грамматической конструкции «номер дома»; Научить составлять мини
рассказы(我住在哪里);
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. Выучить
грамматическую конструкцию «номер дома»; Научиться составлять мини
рассказы(我住在哪里);
Тема 3.6 Вежливые слова (礼貌用语)
Теория: повторить с детьми выученные ранее вежливые слова Вспомнить
вежливые слова(谢谢、不客气、没关系、对不要气); Закрепить в диалогах;
Научить писать иероглифами(谢谢、不客气、没关系、对不要气);Закрепить
умения детей использовать вежливые слова в диалоге;
Практика: 1 уровень освоения в инклюзивной группе. повторить вежливые
слова(谢谢、不客气、没关系、对不要气);Закрепить в диалогах; Научиться
писать иероглифами(谢谢、不客气、没关系、对不要气)Закрепить
умения
использовать вежливые слова в диалоге;
Раздел 4 Итоговые мероприятия
Тема 4.1 Итоговая творческая работа
Практика: итоговая работа для всех уровней: творческая работа,
выступление, выставка, как результат обучения
Тема 4.2 Диагностика освоения программы
Практика: диагностика уровня освоения программы обучения по
результатам текущих контролей, итоговой работы.
1.4. Планируемые результаты
1.4.1 Первый год обучения
Образовательные (предметные):
1. Будет знать основные понятия, термины в области китайского языка и
культуры;
2. Будет иметь интерес к изучению китайского языка,
3. Будет иметь начальные знания в области китайского языка и культуры
(общие сведения о стране, особенностях животного и растительного мира);
4. Будет иметь начальные умения и навыки в области китайского языка и
культуры (говорение, пение, рифмовки);
5. Будет иметь фонетические, лексические, грамматические навыки,
формировать навыки письма (написание черт).
Личностные:
1. Будет иметь удовлетворенность
своей
деятельностью
в
объединении, самореализация в выбранном виде деятельности;
2. Будет иметь творческую активность, инициативу и любознательность;
3. Будет иметь самостоятельность и независимость при освоении доступных
20

видов деятельности;
Метапредметные:
1. Будет иметь способности самостоятельно обратиться к педагогу в случае
личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
2. Будет уметь выполнять действия по заданному алгоритму или образцу;
1.4.2 Второй год обучения
Образовательные (предметные):
1. Будет иметь базовые знания в области китайского языка и культуры
(особенностях животного и растительного мира, быта и традиций)
2. Будет иметь базовые умения и навыки в области китайского языка и
культуры (говорение, пение, рифмовки);
3. Будет иметь лексические, грамматические навыки, формировать навыки
письма (написание черт).
4. Будет знаком лингвистические способности (фонематического и
интонационного слуха, звуковысотной чувствительности, объёма слухоречевой
памяти, имитационных способностей, скоростного проговаривания);
Личностные:
1. Будет иметь ценностные ориентации, жизненные, социальные навыки:
автономность (способность делать выбор); ответственность (способность
принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение
(определение принципов поведения, принятие и следование социально значимым
нормам и ценностям); социальный интерес;
2. Будет иметь коммуникативные навыки общения со сверстниками,
взрослыми и в коллективе, расширен опыт социальных контактов, сформированы
продуктивные виды взаимоотношений с окружающимися; ребенок включается в
коллективный творческий процесс;
Метапредметные:
1. Будет уметь оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами при организующей помощи;
2. Будет уметь адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и
неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей
помощи педагога;
1.4.2 Третий год обучения
Образовательные (предметные):
1. Будет иметь базовые знания в области китайского и культуры
(особенностях традиций, культурные и исторические памятники, китайский
детский фольклор);
2. Будет иметь базовые умения и навыки в области китайского языка и
культуры (говорение, пение, рифмовки);
3. Будет иметь лексические, грамматические навыки, формировать навыки
письма (написание черт).
4. Будет иметь творческие способности в различных областях с
использованием иностранного языка.
21

5. Будет иметь устойчивый интерес к изучению иностранного языка;
Личностные:
1. Будет уметь выражать собственные мысли, взгляды;
2. Будет уметь совершенствовать внешнюю психотехнику (голос, речевой
аппарат, пластику тела); совершенствовать внутреннюю психотехнику (память,
внимание, фантазию, воображение);
3. Будет уметь контролировать свою деятельность при обучении, сохранять
уверенность в себе в окружении незнакомых и посторонних людей, проявлять
стремление к общению, согласовывать свои мотивы и позиции с общественными.
Метапредметные:
1. Будет уметь определять цели своего обучения и деятельности в целом;
2. Будет иметь способности планировать, контролировать и оценивать
собственные действия на отдельных этапах работы в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
3. Будет иметь способности самостоятельно действовать в соответствии с
заданными эталонами при поиске информации в различных источниках,
критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных
источников;
4. Будет уметь организовывать в процессе деятельности сотрудничество с
педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

22

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Начало учебных занятий для обучающихся: согласно локальному акту
учреждения
Окончание: согласно локальному акту учреждения
Продолжительность учебного года: 36 недель.
Количество часов в год: 72 ч.
Продолжительность и периодичность занятий: 2 раза в неделю по 1
академических часа (30 мин)
Промежуточная аттестация: на завершающей неделе обучения каждого
полугодия
Выходные дни: согласно государственному календарю
Объем программы: 216 часов
Срок освоения программы: 3 года
2.2. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия обеспечения:
– учебный кабинет для лекционных и практических занятий с необходимым
компьютерным оборудованием;
– учебное оборудование (мебель) для обучающихся с ОВЗ в соответствии с
рекомендациями ПМПК;
– наглядные пособия, учебно-дидактический материал, методические
пособия, учебные пособия для обучающихся с ОВЗ в соответствии с нозологией;
– материально-техническое оснащение в соответствии с направленностью
программы;
– кадровое обеспечение (квалификация «Педагог дополнительного
образования»
Для успешной реализации программы выполняются общие специальные
условия:
– привлечение специалиста в области коррекционной педагогики;
–
квалификационный
уровень
педагога,
освоившего
программу
профессиональной подготовки и повышения квалификации по работе с детьми с
ОВЗ;
Особенности организации специальных условий для детей с ТНР:
 адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио/видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание
условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом
(восприятие/воспроизведение);
 использование средств альтернативной коммуникации, включая
коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы,
коммуникативные доски и так далее;
 преимущественное использование методов и приемов демонстрации,
показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на
первоначальном периоде обучения;
 стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о
23

выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога,
информирование о возникающих проблемах);
 обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание
инструкций, коротких и ясных по содержанию);
 нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера,
инструктора);
 расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии.
Принципы работы с детьми с ТНР:
Основным принципом работы при реализации программы является подбор и
адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса.
Работа направлена на разностороннее развитие личности ребенка; создание
коррекционно-развивающей среды обеспечивает формирование навыков
адаптивного поведения обучающихся и освоение ими моделей коммуникативного
поведения, способствующих их социальной адаптации.
Соблюдение требований к адаптированной программе для детей с ТНР:
 адаптация программы с учетом необходимости коррекции речевых
нарушений и оптимизации коммуникативных навыков с учетом структуры
речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка;
 контроль за устной речью, тщательный отбор и комбинирование
методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности
обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу
большинства сохранных анализаторов;
 гибкое варьирование двух компонентов – академической и жизненной
ситуации путем расширения/сокращения содержания отдельных образовательных
областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих
методик и технологий;
 индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи;
 применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том
числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий,
визуальных
средств,
обеспечивающих
реализацию "обходных
путей"
коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за
устной и письменной речью;
 возможность обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой
патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития;
 максимальное расширение образовательного пространства, увеличения
социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные
коммуникативные стратегии и тактики;
 организация партнерских отношений с родителями.
Таким образом, для детей с ТНР создаются специальные условия, которые
способствует социальной адаптации детей, имеющих речевую патологию, путем
развития познавательной деятельности, коррекции речевых нарушений и
формирования речи как средства коммуникации.
24

Материально-техническое обеспечение
№
п/п

Наименование основного оборудования

1.
2.
3.
4.

Компьютер (ноутбук)
Звуковые колонки
Экран
Проектор

Количество
1
2
1
1

Для проведения занятий используются методические материалы:
 аудио-, видео-, фотоматериалы, медиатека (песни и мультики на китайском
языке).
 презентации по темам занятий.
 дидактическое обеспечение: пазлы, тематические карточки.
 подборка литературы по разделам программы для педагога, обучающихся,
родителей;
 наглядные материалы: плакаты, иллюстрации
 вспомогательные материалы: игрушки-животные, фигурки-муляжи
фруктов, овощей и других продуктов питания.
2.3 Формы аттестации
В течение курса обучения проводится мониторинг уровня освоения
программы. Оценка знаний, умений, навыка, опыта деятельности проводится в
различных формах: текущий контроль, промежуточная аттестация (каждые полгода
обучения), итоговый контроль (итоговое оценивание проводится по окончании
курса обучения обучающихся для определения результативности освоения
программы).
Этапы педагогического контроля
Этапы контроля

Содержание контроля

Формы контроля

Входной

Общая эрудиция, ценностные ориентации.
Представление об основах предмета по
направленности. Первичная диагностика
воспитанности.
Освоение текущего материала по темам.

Входной контроль:
Собеседование

Текущий
Промежуточная
аттестация
Итоговый

Диагностика (предметная, личностная,
метапредметная) обучающихся за полгода
обучения.
Итоговая (предметная, личностная,
метапредметная, воспитательный
компонент) диагностика обучающихся за
весь период обучения.

Текущий контроль:
Устный опрос, практическая
работа
Промежуточная аттестация
Творческая работа
Итоговый контроль:
Творческая работа. Защита

Результатом успешного усвоения программы является сформированные
знания, умения и навыки, которые демонстрируются как результаты практической,
самостоятельной, творческой деятельности обучающихся, а также – как результаты
25

индивидуальной работы и работы в коллективе при участии в мероприятиях
объединения (в том числе муниципального, городского уровня), конкурсах и пр.
Фиксация образовательных результатов:
– результаты устного опроса по вопросам тем (ответ на вопрос);
– результаты практической работы (выполнение упражнения, задания);
– результаты творческой работы;
– результаты участия в образовательных мероприятиях (грамоты и дипломы,
сертификаты.
2.4 Оценочные материалы
Диагностика результатов освоения программы проводится в начале, в ходе и
в конце года обучения, т.е. определяется уровень владения ребенком
теоретической, практической и творческой (проектной) деятельностью. При
суммировании результатов теоретического и практического освоения программы
определяется степень освоения учебного материала. Диагностика результатов
освоения программы детей с ОВЗ ведется согласно 1 уровню (пороговый,
начальный) обучаемости детей с ТНР в группе инклюзивного разноуровневого
обучения.
Оценка теоретических знаний осуществляется в процессе:
– устного опроса;
Критерии оценки теоретических знаний:
– даны ответы на своем уровне.
Оценка практических умений и навыков осуществляется в процессе;
– выполнения практической работы (упражнений, заданий): оценка
соблюдения правил техники безопасности, полнота и качество решения
поставленных задач;
– выполнения творческой работы (проекта): оценка индивидуальной работы,
– представления (защиты) творческой работы (проекта): полнота раскрытия
темы, владения предметными терминами, владения вербальными (речевыми)
средствами и временными рамками.
Предполагается и командная работа по проектной теме с разделением объема
работ между участниками проекта.
Критерии оценки практических умений и навыков:
– выполнение поставленных задач на своем индивидуальном уровне;
– творческое раскрытие темы на своем индивидуальном уровне;
– вербальное и невербальное представление темы на своем индивидуальном
уровне.
Оценочные материалы:
– вопросы для входного собеседования;
– контрольные вопросы для устного опроса;
– практическое задание;
– творческое (проектное) задание (индивидуальное);
– творческое (проектное) задание (коллективное);
– презентация (защита) творческой работы.
Оценочные средства представлены в Приложении 2.
26

2.5 Методические материалы
Методические материалы включают используемые образовательные
технологии, принципы, приемы, способы, средства обучения.
Обучение детей с ТНР по адаптированной программе в инклюзивном
образовательном пространстве позволяет ребенку:
- ощутить мир во всем его многообразии;
- быть полноправным участником социальных и творческих процессов;
- получить положительные эмоции;
- удовлетворить творческие потребности;
- развивать познавательные интересы;
- развивать усидчивость, внимание, волевые качества для достижения
определенной цели.
Организация занятий ребенка детей с ТНР в рамках программы опирается на
ряд педагогических принципов и условий, определяющих ее специфику:
1. Принцип доступности содержания:
- соответствие учебного материала адаптированной программе;
- посильность учебного материала учащимся данного возраста и нозологии,
учёт их психофизиологических особенностей;
- соответствие учебного материала уровню развития обучающихся;
- понятность и визуализация заданий;
- «пошаговое» предъявление материала.
2. Принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения
детей: отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на
личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития.
3. Принцип индивидуально-дифференцированного обучения: необходимость
учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития
детей при обучении.
Специфика взаимодействия и обучения детей с ТНР:
1. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка
ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников
чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного
восприятия себя и других.
2. Любое сопровождение детей представляет собой комплекс специальных
занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса,
формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ
учебной деятельности.
3. Игровая форма – использование игрушек, обучающих материалов и игр
помогает улучшать речь ребенка и развить другие необходимые навыки.
4. При работе с детьми необходимо учитывать уровень их развития и
выбирать задания, соответствующие их возможностям. Важно проводить занятия в
форме диалога, разговора и дискуссии, стимулируя детей к общению и выражению
своих мыслей и чувств.
5. Еще один прием – использование жестов, мимики и других невербальных
средств коммуникации, чтобы помочь детям с ТНР сформулировать то, что они
27

хотят сказать и объяснить. Кроме того, стоит поддерживать и поощрять детей с
ТНР, чтобы укреплять их уверенность в себе и мотивировать к дальнейшей работе
с речью.
6. Использование методики по развитию связной речи, методики
фонетического развития, методики артикуляционной гимнастики.
7. В работе с детьми наглядные методы являются крайне востребованными.
Использование наглядных методов требует учитывать особенности обучающихся
(меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации
внимания и др.) и применять четкие, реалистические иллюстрации, рационально
определять объем применения наглядных средств с соблюдением принципа
необходимости и доступности.
Для успешной работы с детьми с ТНР предусматривают не только
коррекционную (логопедическую) работу по развитию речи, но и работу по
развитию познавательных навыков: памяти, внимания, мышления и восприятия, а
также – психологическую поддержку ребенка и работу с родителями. Только
комплексный подход могут помочь детям с ТНР преодолеть трудности в развитии
речи и достичь успехов в дальнейшей жизни.
В обучении детей важно избегать перегруженности, которая снижает
качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и
эмоциональному пресыщению обучающихся.
Практическая работа для детей с ОВЗ – освоение 1 уровня (порогового,
начального) по программе инклюзивного обучения: упрощенные задания,
репродуктивные задания, задания по карточкам, работа по прототипам, решение
простых задач и т.д. Обучающемуся предлагаются задания, не требующие владения
специализированными предметными знаниями и концепциями, обладающими
минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания
программы. По желанию и способностям ребенок может осваивать и другие
уровни.
Работа с родителями.
Родителей (законные представители) необходимо ориентировать на создание
условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению пройденного
материала и отработке навыков. Для этого нужно разъяснять родителям
результаты, достигнутые ребенком на занятии, и возможные приемы их
закрепления в домашних условиях.
Реализация программы предусматривает использование в образовательном
процессе следующих педагогических технологий:
 технология группового обучения;
 технология коллективного взаимообучения;
 технология развивающего обучения;
 технология коллективной творческой деятельности;
 здоровьесберегающая технология
Формы организации образовательного процесса (с учетом возможностей
ребенка):
 групповые (парами, отдельными малыми группами: совместная
практическая и творческая работа);
28

 индивидуальные (отдельно с каждым обучающимся в группе).
Успешное решение поставленных задач на занятиях по китайскому языку с
возможно при использовании педагогических принципов обучения:
o принцип наглядности;
o доступности;
o поэтапное введение лексики;
o системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его
в последующие занятия;
o формирование у детей положительного образа педагога, что повышает
рефлексивные способности ребенка.
Методы обучения, используемые для реализации программы:
 словесный;
 наглядный
 практический;
 игровой.
Основная форма организации учебного занятия: игра; любое задание
важно превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое
занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи,
песенки, загадки, рифмы.
Формы проведения занятий по темам программы всех лет обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Темы

Формы проведения занятий

Приветствие (你好); Цифры (数字)

Беседа
3D-пазлы
Викторина
Беседа
Игра Бинго
Мини-проект «Мой дом»
Игра «Мое лицо»
Мини-проект «Часы»
Викторина
Беседа

Мое тело (我的身体); Дом, семья (家)

Животные (动物); Одежда (衣服)
Новый год (新年); Места (地方)
Времена года (四节)
Мебель (家具); Профессии (职业)
Фигуры (数字); Эмоции (情绪)
Дни недели (星期); Время (时间)
Космос (空间); Транспорт(汽车)
Вежливые слова (礼貌用语)
Прощание на китайском языке (再见)

Личностными результатами изучения китайского в рамках программы
являются:
 общее представление о мире как многоязычном и поликультурным
сообществе,
 осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства
общения между людьми.
Предметными результатами являются умения в трех видах деятельности:
аудирования (восприятия речи на слух), говорения, и письмо (начертание
иероглифов).
 понимание китайской речи на слух;
 создание словарной базы;
29

формирование позитивного отношения китайскому языку;
 развитие
коммуникативных
умений на уровне односложных
высказываний, понимания речи учителя на занятии;
 понимание аудиозаписей (песни, истории ит. д.);
 умение записывать иероглифы;
 развитие коммуникативных умений на уровне тематических несложных
высказываний;
 понимание речи учителя на занятии учебных аудиозаписей;
 умение записывать предложения используя иероглифы.


2.6 Воспитательный компонент
Воспитательный компонент – раздел, который включает цели, задачи, формы
и условия воспитания, анализ результатов воспитательной работы, календарный
план воспитательной работы по данной программе.
Цель воспитания: создание оптимальных условий для развития,
саморазвития и самореализации личности учащегося – личности психически и
физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально – мобильной,
востребованной в современном обществе
Задачи воспитания: удовлетворение культурных потребностей ребенка,
профессиональное ориентирование, воспитание моральных качеств, любви к труду.
Формы воспитания:
– беседа, практическое занятие, защита проектов, мастер-класс, творческая
встреча, благотворительная акция.
Методы воспитания:

убеждение;

поощрение;

упражнение;

стимулирование;

мотивация
Условия воспитания:
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом,
в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Методами оценки результативности реализации программы в части
воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования, тестирования, опросы.
Участие детей с ОВЗ в мероприятиях определяется тьютером/педагогом с
учетом общих рекомендаций по данной нозологии, рекомендаций ПМПК и/или
индивидуальной программы обучающегося.
30

Календарный план воспитательной работы представлен перечнем
запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе
воспитания учреждения дополнительного образования (Приложение 1).
2.7 Список литературы
Список литературы для педагогов
1. УМК «Царство китайского языка» (Издательство Пекинского Культурноязыкового института,2007), состоящий из учебника, рабочей тетради,
аудиоматериалов и видеоматериалов.
2. Читаем и переводим с китайского языка, учебно-методическое пособие,
ЮсуповаГ. А.,2011.
Список литературы для обучающихся
3. Китайские иероглифы в карточках, СпешневН. А.,2012.
Список интернет-ресурсов
1. http://www.studychinese.ru/ Китайский язык онлайн
2. http://www.jazyki.ru/kitajskij Языковой портал, полезные ссылки на словари,
форумы и т.п.
3. http://www.internetpolyglot.com/lessons-zh-ru Изучение лексики по темам
4. http://www.chinalanguage.com Сайт на английском языке: учебные пособия,
словари, форумы и т.п.
5. https://hanni.pro Генератор иероглифических прописей по китайскому языку
6. http://bkrs.info/ Словарь и форум
7. http://cidian.ru/ Русско-китайский и китайско-русский словари
8. http://www.zhonga.ru/ Китайский онлайн словарь

31

Приложение 1 Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Наименование
Дата
мероприятия по программе проведения
воспитания

Форма
проведения
мероприятия

2.

Инструктаж по
Технике безопасности
«День Середины Осени»

3.
4.

Праздник Лодка-Дракон
Встреча Нового года

Ноябрь

5.
6.

Рождество
Китайский
Новый Год, Цинмин,

Январь

Праздник весны 8 марта
Птицы прилетели
Наступает лето

Март
Апрель

Выступление
Экскурсия

Май

Выставка

1.

7.
8.
9.

Сентябрь
Октябрь
Декабрь

Февраль

Практический результат
и информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события

Праздники

Рассуждения, диалог о
технике безопасности
Фотоматериалы

Праздники

Фотоматериалы
Выставка творческих работ

Беседа

Праздники

32

Фотоматериалы
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Выставка творческих работ
Фотоматериалы

Приложение 2 Оценочные средства
Оценочные материалы как средства оценивания на входном контроле, как
средства диагностики результатов обучения при текущем контроле,
промежуточной аттестации, итоговом контроле:
– вопросы для входного собеседования;
– контрольные вопросы для устного опроса;
– практическое задание;
– творческое (проектное) задание (индивидуальное);
– творческое (проектное) задание (коллективное);
– презентация (защита) творческой работы.
Контрольные вопросы для входного собеседования:
1.Что такое Китай?
2. Что такое китайский язык?
3. Где находится Китай?
4. Что такое иероглиф?
5. Какие ты знаешь слова на китайском языке?
6. Какая особенность написания слов на китайском языке?
Контрольные вопросы для устного опроса по темам (скажи на
китайском языке слова):
1. Приветствие
2. Цифры
3. Цвета
4. Мое тело
5. Дом, семья
6. Животные
7. Еда
8. Новый год
9. Места
10. Природа
11. Времена года
12. Мебель
13. Профессии
14. Эмоции
15. Дни недели
16. Время
17. Транспорт
18. Здания и улицы
19. Вежливые слова
Практическая работа (упражнения, задания по темам):
Представлена в описании содержания по Модулям
Темы творческих работ:
33

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

«День Середины Осени»
Праздник Лодка-Дракон
Встреча Нового года
Рождество
Китайский
Новый Год, Цинмин,
Праздник весны 8 марта
Птицы прилетели
Наступает лето

Критерии презентации (защиты) творческой (проектной) работы:
 полнота раскрытия темы;
 оригинальность (авторское решение);
 новый (творческий) взгляд на проектирование;
 техническое выполнение изделия («продукта» деятельности);
 владение предметными терминами;
 владение вербальными (речевыми) средствами;
 владение временными рамками.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».