Содержание Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» ...........................стр 3. 1.1 Пояснительная записка ..................................................................................стр 3. 1.2 Цель и задачи программы ............................................................................стр 10. 1.3. Содержание программы ..............................................................................стр 13. 1.3.1. Учебный план ..........................................................................................стр 13. 1.4. Планируемые результаты ...........................................................................стр 22. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» ................... стр 26 2.1. Календарный учебный график ....................................................................стр 26 2.2. Условия реализации программы .................................................................стр 26 2.3. Формы аттестации .......................................................................................стр 27. 2.4. Оценочные материалы ................................................................................стр 28. 2.5. Методические материалы ...........................................................................стр 29. 2.6. Воспитательный компонент………………………………………………стр 31. 2.7. Список литературы .......................................................................................стр 32 Приложение 1 Календарный план воспитательной работы Приложение 2 Оценочные средства 1 Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами: Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.); Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №652и от 22.09.2021г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению 2 безопасности» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с документами: Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06); Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»); Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» 23.03. 2023г. Локальные акты учреждения: Приказ №195 от 29.10.2024г МДОУ «Д/с №10 п.Полетаево» «Об организации дополнительного образования»; Положение о реализации программ дополнительного образования в МДОУ «Д/с №10 п.Полетаево» от05.09.2024г Данная программа дополнительного образования относится к программам социально-гуманитарной направленности. Уровень освоения содержания образования: ознакомительный Актуальность программы Актуальность данной программы с точки зрения современности и социальной значимости и состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка, соответствовать государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества. 3 Актуальность программы – в создании инклюзивного образовательного пространства для обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ). Совместная деятельность детей по данной программе является мощным мотивационным фактором к их развитию, социальной адаптации и коммуникации, целенаправленному использованию ими новых знаний и умений в практической деятельности, реальной жизни. Раннее изучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. Язык для ребёнка — это, прежде всего, средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей. Программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения китайского языка на последующих уровнях образования. Овладение китайским языком на элементарном уровне выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели изучения языка. На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Программа ориентирована на личность ребенка: расширяет лингвистический кругозор детей. Ребенок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и китайского языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами, а также расширяет кругозор, показывая культуру другой страны. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной программы является то, что программа реализуется по принципу разноуровневого обучения, в основе которого – обучение по уровню индивидуального освоения программы, что позволяет учитывать разный уровень развития обучающихся и разную степень освоенности ими содержания данной программы. Таким образом, дети, пришедшие на программу с особыми образовательными потребностями и потенциалом, различными индивидуальными возможностями и особенностью развития, имеют возможность обучаться на своем индивидуальном (выбранном или диагностируемом) уровне. Программа предлагает три уровня индивидуального освоения программы (начальный, основной, высокий), условно соответствующим трем уровням развития детей (ребенок с пороговым уровнем развития, обычный среднестатистический ребенок, дети с повышенными образовательными потребностями). Диагностика уровня мотивации к образованию, уровня психического развития, уровня развития способностей (одаренности) обучающихся, уровня знаний по направленности программы, какие результаты хочет получить ребенок, его ожидания, его мотивации к образованию в этой конкретной области проводится на входном контроле. Результат входной диагностики – выбор индивидуального образовательного маршрута ребенка, 4 приемлемого для спокойного и комфортного освоения программы в индивидуальном темпе, объеме, уровне сложности. При разноуровневом обучении нет понятия «не освоил» программу обучения, т.е. все дети «осваивают» дополнительную общеразвивающую программу на своем индивидуальном уровне. Программа обеспечивает практико-ориентированное обучение, что позволяет проектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом направлений социально-экономического и территориального развития региона. Освоение детьми дополнительной образовательной программы с целью формирования начальных профессиональных знаний, умений и навыков проводится за счет выполнения реальных практических задач, ориентированных на начальное освоение будущей профессии. Программа реализуется по принципу интегрированного обучения. Обучение по программе выстраивается с одновременным включением в содержание одной темы одновременно нескольких областей. Интегрированная программа позволяет формировать у детей систему общекультурных знаний, умений и навыков, развивать познавательные способности и желания, дает возможность разобраться в своих потенциальных возможностях в определенной области. У детей активизируется любознательность, возрастает объем памяти, расширяется понятийный и словарный запас из разных областей знаний, происходит накопление большого запаса жизненных представлений. Освоение содержания одной темы осуществляется на основе одновременно решения предметных и общекультурных задач, включает знакомство с понятиями в музыке, математике, рисовании, профессиях, транспорте, времен года, быту, мире животных и птиц и пр. Программа реализуется по принципу модульного построения содержания, при этом каждый модуль – это составная часть, предметный курс в данной области познания, направлен на поддержку мотивации детей к творческому самовыражению, усвоению и использованию на практике полученных знаний, формирование практических навыков, выполнения исследовательских и творческих заданий (проектов) по каждому модулю. Особенностью данной программы является инклюзивное обучение, что позволяет всем обучающимся, имеющим индивидуальные особенности, в том числе особенности здоровья, социально адаптироваться к условиям реальной жизни, получить уроки совместной работы и помощи, уважения к людям. Программа предполагает вовлечение и само-включение детей с ОВЗ и инвалидов в образовательную деятельность и связанное с этим межличностное общение со сверстниками, что способствует их социокультурной интеграции. При инклюзивном обучении у детей с ОВЗ быстрее проходит усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках выбранного вида деятельности; повышается уровень знаний, умений и навыков, исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности в среде здоровых сверстников. Программа реализует современные методы и форматы обучения: – связь содержания программы с образовательными потребностями и возможностями обучающихся; 5 – предоставление возможности для самореализации, развития способностей и талантов обучающихся; – индивидуализация образовательного процесса, разработка совместно с обучающимися в программе целей, задач, заданий, индивидуальных маршрутов, сценариев работы; предоставление возможности обучающимся построения собственного индивидуального маршрута-плана обучения; – переход от монологических форм обучения к конструктивному диалогу педагога и обучающихся; – использование технологий социального проектирования, (ребенок – помощник, коллега); – развитие у обучающихся навыков эффективного использования времени, приобретение новых навыков обучения за оптимальное время. Программа основана в своем содержании и технологиях на приоритетных направлениях дополнительного образования, направлена на создание условий для вовлечения детей в практику регионального, локального (местного) развития общества; направлена на развитие у детей личностной культуры, лидерских качеств, формирование навыков, связанных с эмоциональным, интеллектуальным, духовным развитием. Программа реализует интерактивные форматы обучения: – расширение использования игровых форматов и технологий (ролевые игры, моделирование ситуаций, стратегические игры и пр.); – совместное творчество обучающихся (коллективная работа); – развитие разнообразия тематических практик (творческие конкурсы, выставки, соревнования) Адресат программы Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 4-7 лет. Возрастные особенности обучающихся Программа учитывает возрастные особенности обучающихся, их интересы, возможности и предпочтения, характерные для данного возраста. Возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте у ребенка активно проявляются: стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире. этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. 6 страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи; отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их 2 познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Возрастные особенности детей 5–6 лет. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где четко, научно, доступным для ребенка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребенок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Этот период называется сензитивным (особенно чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова). Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину. Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Возрастные особенности детей 6–7 лет. В этом возрасте ребенок: продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только 7 развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним. с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет. готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно — ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно. желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками. очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной. может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью 10 человек. Объем программы: 216 часов. Форма обучения: очная Методы обучения: 1. Словесный метод: беседа, изложение; 2. Наглядный метод: показ педагогом методов и приемов деятельности, видеоматериалы, иллюстрации, наблюдение за каким-либо процессом, экскурсии; 3. Практический метод, где используются: а) репродуктивный метод (повтор, работа по шаблону) б) продуктивный метод: – практическое решение (упражнение, задание) – исследовательское решение (анализ полученных данных, синтез, оценка, выводы); – проектное решение (творческий взгляд на учебную задачу, получение авторского «продукта» с защитой своего творческого проекта) 4. Интерактивные: – метод импровизации (креативный метод преподавания: «творческая мастерская», обучающиеся сотрудничают, проявляют творческий подход, становятся более уверенными в своих силах); 8 – игровой метод: теоретическую информацию и практические навыки дети получают в процессе игры. Тип занятий: – занятие сообщения и усвоения новых знаний: лекция, изложение, беседа, объяснение; – занятие повторения и обобщения полученных знаний: контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов; – занятие закрепления знаний, выработка умений и навыков: постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога; – занятие применения полученных знаний, умений и навыков: прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний. Формы проведения занятий: беседа, наблюдение, практическое занятие с объяснением, устный опрос, обучающие игры, творческая работа, открытое занятие, праздник. Срок освоения программы: 3 года Режим занятий: по программе планируется 2 занятия в неделю по 1 академическому часу (30 мин). 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: формирование и развитие творческих, интеллектуальных, художественных, исследовательских способностей обучающихся посредством социально-гуманитарного обучения (основы китайского языка), создание благоприятных условий для самореализации, личностного роста, инициативы ребенка, формирования общей культуры, адаптация к жизни в обществе; начальная профориентация; воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности, имеющей гражданско-патриотические ценности. Задачи программы Программа направлена на решение общих задач: – создание основ образованности и решение задач формирования общей культуры обучающегося, расширение его знаний о мире и о себе; – оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности обучающегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях образовательной деятельности; – накопление обучающимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы; – удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности обучающихся в данной образовательной области (китайские язык и культура). – развитие умений и навыков говорения и понимания китайского языка на основе игровых технологий обучения, разучивания песенок, рифмовок; 1 год обучения Образовательные (предметные): 1. Познакомить с основными понятиями, терминами в области китайского языка и культуры; 9 2. Формировать интерес к изучению китайского языка, 3. Формировать начальные знания в области китайского языка и культуры (общие сведения о стране, особенностях животного и растительного мира); 4. Формировать начальные умения и навыки в области китайского языка и культуры (говорение, пение, рифмовки); 5. Формировать фонетические, лексические, грамматические навыки, формировать навыки письма (написание черт). Личностные: 1. Воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации 2. Повысить самооценку собственного «я» (я смогу). 3. Воспитать чувство коллективизма. Метапредметные: 1. Формировать любознательность как основы мотивации к обучению, наблюдательность, память, пространственные представления. 2. Формировать мотивации к творчеству, потребности к саморазвитию, развитию образовательной и социальной инициатив. 3. Формировать умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу 4. Формировать коммуникационные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе, в т.ч. с зарубежными сверстниками 5. Формировать способность оценивать собственные действия на отдельных этапах работы в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации 2 год обучения Образовательные (предметные): 1. Формировать базовые знания в области китайского языка и культуры (особенностях животного и растительного мира, быта и традиций) 2. Формировать базовые умения и навыки в области китайского языка и культуры (говорение, пение, рифмовки); 3. Формировать лексические, грамматические навыки, формировать навыки письма (написание черт). 4. Развить лингвистические способности (фонематического и интонационного слуха, звуковысотной чувствительности, объёма слухоречевой памяти, имитационных способностей, скоростного проговаривания); Личностные: 1. Формировать целостное восприятие окружающего мира 2. Повысить уровень самооценки 3. Формировать ценностные ориентации: самостоятельность, ответственность, трудолюбие, организованность, дисциплинированность; 4. Воспитать чувство коллективизма и ответственности за свою деятельность в коллективе 5. Формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, педагогами и в коллективе, расширение опыта социальных контактов, формирование продуктивных видов взаимоотношений со сверстниками и педагогами 10 6. Формировать навыки коммуникации на китайском языке со сверстниками Метапредметные: 1. Развить познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) 2. Формирование умения определять цели своего обучения и деятельности в целом 3. Развить навыки решения проблемных ситуаций и практических задач 4. Развить способности самостоятельно планировать и осуществлять свои действия, выбирать способ решения задач 5. Развивать творческие способности 6. Развивать навыки саморегуляции 7. Развить навыки анализа и синтеза (исследования и систематизации) 8. Развить навыки самостоятельного получения знаний 9. Сформировать устойчивую мотивацию к обучению. 10. Развивать способность контролировать и оценивать собственные действия на отдельных этапах работы в соответствии с поставленной задачей 3 год обучения Образовательные (предметные): 1. Развить базовые знания в области китайского и культуры (особенностях традиций, культурные и исторические памятники, китайский детский фольклор); 2. Развить базовые умения и навыки в области китайского языка и культуры (говорение, пение, рифмовки); 3. Развить лексические, грамматические навыки, формировать навыки письма (написание черт). 4. Развивать творческие способности в различных областях с использованием иностранного языка. 5. Воспитать устойчивый интерес к изучению иностранного языка; Личностные: 1. Освоить современные условия и методы обучения; получить удовлетворенность своей деятельностью и самореализации в выбранном виде деятельности 2. Развить навыки познавательного интереса, мыслительных операций 3. Воспитать устремленность в достижении творческих результатов деятельности; повысить творческую активность, инициативу и любознательность; 4. Развить ценностные ориентации, жизненные, социальные умения: автономность и самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, мировоззрение, социальный интерес, патриотизм и гражданская позиция, умение «презентовать» себя; 5. Развить умения выражать собственные мысли и взгляды 6. Развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками, педагогами и в коллективе, расширение опыта социальных контактов, формирование продуктивных видов взаимоотношений со сверстниками и педагогами, в т.ч. с использованием китайского языка; 11 Метапредметные: 1. Развить умение использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности; 2. Развить способность планировать, контролировать и оценивать собственные действия на отдельных этапах работы в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 3. Формирование и развитие умения определять наиболее эффективные способы достижения результата в практической работе; 4. Развитие способности к восприятию, самостоятельному отбору, анализу, систематизации, критической оценке информации; 5. Развить умения организовывать в процессе деятельности сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе; 6. Формировать знания и умения передачи, поиска, преобразования и хранения информации. 7. Воспитать дружелюбное отношение к представителям других стран. 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план 1 год обучения № п/п Общее кол-во часов Название раздела/темы Теория Практика (в часах) (в часах) Формы контроля аттестации/ Модуль 1 Основы китайского языка 1 1.1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 Вводная часть Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входной контроль Знакомство с иностранным языком 1 1 0 1 1 0 31 15 16 4 4 4 4 4 4 3 4 Приветствие (你好); Цифры (数字) Мое тело (我的身体); Дом, семья (家) Животные (动物); Одежда (衣服) Новый год (新年); Места (地方) Итоговая работа 8 1 0 1 Итого по 1 полугодию Продолжение знакомства с иностранным языком 32 16 16 38 12 26 8 2 6 6 2 4 Времена года (四节); Познакомиться с легендами Китая Мебель (家具); 8 8 7 12 Входной контроль: собеседование Текущий контроль: Устный опрос, практическая работа Промежуточная аттестация: Творческая работа Текущий контроль: Устный опрос, практическая работа 3.3 3.4 3.5 3.6 6 6.1 6.2 Профессии (职业) Фигуры (数字); Эмоции (情绪) Дни недели (星期); Время (时间) Космос (空间); Транспорт(汽车 Вежливые слова (礼貌用语) Прощание на китайском языке (再见) Итоговые мероприятия Итоговая творческая работа Диагностика освоения программы Итого по 2 полугодию Итого по Модулю 1: 6 2 4 6 2 4 6 2 4 6 2 4 2 0 2 1 1 0 1 0 1 40 72 12 28 28 44 Промежуточная аттестация: Творческая работа. Защита Описание содержания в соответствии с учебным планом 1 года обучения Модуль 1 Основы китайского языка Раздел 1 Вводная часть Тема 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входной контроль Теория: знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, программой обучения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения мероприятий, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности. Собеседование на выявление уровня общего и физического развития, потенциала обучающегося по направленности. Раздел 2 Знакомство с иностранным языком Тема 2.1 Приветствие (你好); Цифры (数字) Теория: Первое знакомство со страной, языком, культурой. Основные понятия, термины. Произношение: приветствие (你好); Цифры (数字) Практика: Задания для различных уровней освоения: Научиться приветствовать друг друга; Научиться считать до 10. Тема 2.2 Мое тело (我的身体); Дом, семья (家) Теория: Основные понятия, термины. Произношение и запись: Мое тело (我的身体); Дом, семья (家). Значение и запись иероглифы (头 - голова,头发волосы,眼睛– глаза). Практика: Задания для различных уровней освоения: Научиться называть членов семьи; Выучить части тела; Выучить запись иероглифы (头 - голова,头发волосы,眼睛– глаза). Тема 2.3 Животные (动物); Одежда (衣服) Теория: Основные понятия, термины. Произношение: Животные (动物); Одежда (衣服). Значение и написание: иероглифы 狗-собака, 猫- кошка; 13 Практика: Задания для различных уровней освоения: Научиться писать иероглифы 狗-собака, 猫- кошка; Выучить песенку我的动物-мои животные; Выучить произношение футболка, брюки, обувь, шапка. Тема 2.4 Новый год (新年); Места (地方) Теория: Познакомиться с традициями Нового года в Китае; познакомиться с достопримечательностями Китая (Великая китайская стена, терракотовая армия); Основные понятия, термины. Произношение: Новый год (新年); Места (地方) Практика: Задания для различных уровней освоения: Выполнить аппликацию «Фонарик»; использовать иероглифы по выбору. Тема 2.5 Итоговая работа Практика: Промежуточная аттестация: творческая работа, выставка Раздел 3 Продолжение знакомства с иностранным языком Тема 3.1 Времена года (四节); Познакомиться с легендами Китая Теория: Познакомить с легендой о драконах, о панде; Основные понятия, термины. Произношение: Времена года (四节); Практика: Задания для различных уровней освоения: Выучить времена года; Научиться писать иероглифы «Времена года»; Тема 3.2 Мебель (家具); Профессии (职业) Теория: Познакомить детей с основными профессиями на китайском языке; Учить детей называть предметы мебели на китайском языке; Основные понятия, термины. Произношение: Мебель (家具); Профессии (职业) Практика: Задания для различных уровней освоения: Выучить называть предметы мебели на китайском языке; Тема 3.3 Фигуры (数字); Эмоции (情绪) Теория: Учить обозначению фигур на китайском языке; Познакомить с обозначением основных эмоций на китайском языке (радостный, грустный); Основные понятия, термины. Произношение: Фигуры (数字); Эмоции (情绪) Практика: Задания для различных уровней освоения: выучить обозначению фигур на китайском языке; обозначению основных эмоций на китайском языке (радостный, грустный) Тема 3.4 Дни недели (星期); Время (时间) Теория: Основные понятия, термины. Произношение: Дни недели (星期); Время (时间) Практика: Задания для различных уровней освоения: Изучить иероглифы «дни недели»; Выучить грамматическую конструкцию (час-минута) Тема 3.5 Космос (空间); Транспорт(汽车) Теория: Основные понятия, термины. Произношение: Космос (空间); Транспорт(汽车) Ввести новую лексику по теме «Транспорт» на китайском языке; Практика: Задания для различных уровней освоения: Выучить иероглифы солнце и луна; Выучить стихотворение»我的空间» Тема 3.6 Вежливые слова (礼貌用语) Прощание на китайском языке (再见) 14 Теория: Познакомить детей с вежливыми словами(谢谢、不客气)Основные понятия, термины. Произношение: Вежливые слова (礼貌用语) Прощание на китайском языке (再见) Практика: Задания для различных уровней освоения: Выучить песенку прощание на китайском языке, научиться писать иероглиф «До свидания» Раздел 4 Итоговые мероприятия Тема 4.1 Итоговая творческая работа Практика: итоговая работа для всех уровней: творческая работа, выступление, выставка, как результат обучения Тема 4.2 Диагностика освоения программы Практика: диагностика уровня освоения программы обучения по результатам текущих контролей, итоговой работы. 1.3.2. Учебный план 2 год обучения № п/п Общее кол-во часов Название раздела/темы Теория Практика (в часах) (в часах) Формы контроля аттестации/ Модуль 2 Изучение китайского языка 1 Вводная часть 1 1 0 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входной контроль 1 1 0 2 Изучение иностранного языка 31 15 16 Приветствие (你好); Цифры (数字) Цвета (颜色) Мое тело (我的身体); Дом, семья (家) Животные (动物); Еда (吃饭) Новый год (新年); Места (地方) Природа(大自然) Итоговая работа 8 4 4 4 4 4 4 3 4 1 0 1 Итого по 1 полугодию Продолжение изучения иностранного языка 32 16 16 38 12 26 8 2 6 6 2 4 6 6 2 2 4 4 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 Времена года (四节); Мебель (家具); Профессии (职业) Эмоции (情绪) Дни недели (星期); 8 8 Входной контроль: собеседование Текущий контроль: Устный опрос, практическая работа 7 15 Промежуточная аттестация: Творческая работа Текущий контроль: Устный опрос, практическая работа 3.5 3.6 6 6.1 6.2 Время (时间) Транспорт(汽车); Здания и улицы(建造) Вежливые слова (礼貌用语) Итоговые мероприятия Итоговая творческая работа Диагностика освоения программы Итого по 2 полугодию Итого по Модулю 2: 6 2 4 6 2 2 4 0 2 1 1 0 1 0 1 40 72 12 28 28 44 Промежуточная аттестация: Творческая работа. Защита Описание содержания в соответствии с учебным планом 2 года обучения Модуль 2 Изучение китайского языка Раздел 1 Вводная часть Тема 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входной контроль Теория: знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, программой обучения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения мероприятий, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности. Собеседование на выявление уровня общего и физического развития, потенциала обучающегося по направленности. Раздел 2 Изучение иностранного языка Тема 2.1 Приветствие (你好); Цифры (数字); Цвета (颜色) Теория: Продолжение знакомства со страной, языком, культурой. Основные понятия, термины. Повторение и новое. Произношение: приветствие (你好); Цифры (数字); Цвета (颜色) Практика: Задания для различных уровней освоения: Научиться приветствовать друг друга, узнавать, как дела; Научиться считать до 20; Научиться называть 10 цветов на китайском языке. Тема 2.2 Мое тело (我的身体); Дом, семья (家) Теория: Повторение: Мое тело (我的身体); Дом, семья (家). Значение и запись иероглифы (头 - голова,头发- волосы,眼睛– глаза). Новое: закрепить умение детей четко называть членов своей семьи на китайском языке; Научить строить легкие грамматические конструкции с(的) Практика: Задания для различных уровней освоения: умение четко называть членов своей семьи на китайском языке; строить легкие грамматические конструкции с(的) Тема 2.3 Животные (动物); Еда (吃饭) Теория: Повторение: Животные (动物); Значение и написание: иероглифы 狗собака, 猫- кошка; Новое: познакомить детей с животными зоопарка на китайском языке; Научить детей записывать иероглифами различных животных (熊猫、老虎、狮子、猴子);национальные Блюда Китая(饺子, 面条) 16 Практика: Задания для различных уровней освоения: Научиться записывать иероглифами животных(熊猫、老虎、狮子、猴子);выучить национальные Блюда Китая(饺子), Тема 2.4 Новый год (新年); Места (地方); Природа(大自然) Теория: Познакомить с традициями Нового года в Китае; Провести Праздник (新年) Познакомить с городами Китая (Пекин, Шанхай); Познакомиться с природными явлениями(下雨、下雪) Практика: Задания для различных уровней освоения: Выполнить аппликацию «Дракон»; использовать иероглифы по выбору. Тема 2.5 Итоговая работа Практика: Промежуточная аттестация: творческая работа, выставка, участие в празднике (新年) Раздел 3 Продолжение изучения иностранного языка Тема 3.1 Времена года (四节) Теория: Закрепить выученный материал (природные явления), повторить времена года; Научить писать иероглифы «природные явления»;Научить составлять короткие рассказы о природе на китайском языке Практика: Задания для различных уровней освоения: Закрепить выученный материал (природные явления), повторить времена года; Научиться писать иероглифы «природные явления»; Научиться составлять короткие рассказы о природе на китайском языке Тема 3.2 Мебель (家具); Профессии (职业) Теория: повторить основные профессии на китайском языке; Учить детей называть предметы мебели на китайском языке; Познакомить детей с конструкцией(她/他是..); Научиться называть мебель относительно в пространстве; Практика: Задания для различных уровней освоения: Выучить называть предметы мебели на китайском языке; Выучить называть мебель относительно в пространстве; Тема 3.3 Эмоции (情绪) Теория: Повторить обозначения основных эмоций на китайском языке (радостный, грустный); Произношение: Эмоции (情绪) Развивать способность распознавать различные эмоции, используя для обозначения китайский язык; Научиться записывать эмоции при помощи иероглифов; Практика: Задания для различных уровней освоения: повторить обозначения основных эмоций на китайском языке (радостный, грустный). Научиться записывать эмоции при помощи иероглифов; Тема 3.4 Дни недели (星期); Время (时间) Теория: научить иероглифам «дни недели»; научить как пишется иероглифами (пн, вт, ср, чт, пт, сб, вск); научить грамматической конструкции(половина 六点半) 17 Практика: Задания для различных уровней освоения: выучить как пишется иероглифами (пн, вт, ср, чт, пт, сб, вск); Выучить грамматическую конструкцию(половина 六点半) Тема 3.5 Транспорт(汽车). Здания и улицы(建造) Теория: Здания и улицы(建造) Основные понятия, термины. Повторение Транспорт(汽车). Ввести новую лексику по теме «Транспорт» на китайском языке; научить грамматической конструкции «номер дома»; Научить составлять мини рассказы(我住在哪里); Практика: Задания для различных уровней освоения: Выучить грамматическую конструкцию «номер дома»; Научиться составлять мини рассказы(我住在哪里); Тема 3.6 Вежливые слова (礼貌用语) Теория: повторить с детьми выученные ранее вежливые слова (谢谢、不客气、没关系、对不要气); Закрепить в диалогах; Научиться писать иероглифами(谢谢、不客气、没关系、对不要气)научить песенке «прощание» на Китайском языке(晚安) Практика: Задания для различных уровней освоения: повторить вежливые слова (谢谢、不客气、没关系、对不要气); Закрепить в диалогах; Научиться писать иероглифами(谢谢、不客气、没关系、对不要气);Выучить песенку прощание на Китайском языке(晚安) Раздел 4 Итоговые мероприятия Тема 4.1 Итоговая творческая работа Практика: итоговая работа для всех уровней: творческая работа, выступление, выставка, как результат обучения Тема 4.2 Диагностика освоения программы Практика: диагностика уровня освоения программы обучения по результатам текущих контролей, итоговой работы. 1.3.3 Учебный план 3 год обучения № п/п Общее кол-во часов Название раздела/темы Теория Практика (в часах) (в часах) Формы контроля аттестации/ Модуль 3 Совершенствуем китайский язык 1 1.1 2 2.1 Вводная часть Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входной контроль Совершенствуем иностранный язык Приветствие(早上好, 晚上好,下午好) Цифры (数字) 1 1 0 1 1 0 31 15 16 4 4 8 18 Входной контроль: собеседование Текущий контроль: Устный опрос, практическая работа 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 6 6.1 6.2 Цвета (颜色) Дом, семья (家) Возраст(岁) Животные (动物); Еда (吃饭) Новый год (新年); Места (地方) Итоговая работа Итого по 1 полугодию Продолжение совершенствования иностранного языка Природа(大自然) Времена года (四节); Мебель (家具); Профессии (职业) Эмоции (情绪) Дни недели (星期); Дата (号) Транспорт(汽车); Здания и улицы(建造) Вежливые слова (礼貌用语) Итоговые мероприятия Итоговая творческая работа Диагностика освоения программы Итого по 2 полугодию Итого по Модулю 3: 8 4 4 4 4 3 4 1 0 1 32 16 16 8 7 38 12 26 8 2 6 6 2 4 6 2 4 6 2 4 6 2 4 6 2 2 4 0 2 1 1 0 1 0 1 40 72 12 28 28 44 Промежуточная аттестация: Творческая работа Текущий контроль: Устный опрос, практическая работа Итоговый контроль: Творческая работа. Защита Описание содержания в соответствии с учебным планом 3 года обучения Модуль 3 Совершенствуем китайский язык Раздел 1 Вводная часть Тема 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входной контроль Теория: знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, программой обучения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения мероприятий, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности. Собеседование на выявление уровня общего и физического развития, потенциала обучающегося по направленности. Раздел 2 Совершенствуем иностранный язык Тема 2.1 Приветствие(早上好,晚上好,下午好)Цифры (数字); Цвета (颜色) Теория: Продолжение знакомства со страной, языком, культурой. Основные понятия, термины. Повторение и новое. Научить составлять словосочетания «доброе утро, добрый день, добрый вечер»; Научить считать до 50; Научить называть 12 цветов на китайском языке. 19 Практика: Задания для различных уровней освоения: Научиться составлять словосочетания «доброе утро, добрый день, добрый вечер»; Научиться считать до 50; Научиться называть 12 цветов на китайском языке. Тема 2.2 Дом, семья (家) Возраст(岁) Теория: Повторение: Дом, семья (家). Закрепить умение детей четко называть членов своей семьи на китайском языке, как зовут членов семьи; Научить называть свой возраст; Практика: Задания для различных уровней освоения: умение четко называть членов своей семьи на китайском языке, как зовут членов семьи; Научиться называть свой возраст; Тема 2.3 Животные (动物); Еда (吃饭) Теория: Повторение: Животные (动物); Познакомить с конструкцией(我想吃…)Познакомить детей с животными зоопарка на китайском языке; научиться записывать иероглифами животных(熊猫、老 повторить национальные Блюда Китая(饺子, 面条) Практика: Задания для различных уровней освоения: Научиться записывать иероглифами животных(熊猫、老虎、狮子、猴子);повторить национальные Блюда Китая(饺子), Тема 2.4 Новый год (新年); Места (地方); Теория: Познакомить с традициями Нового года в Китае; Провести Праздник (新年) Познакомиться с городами Китая (Храм неба, Шаолинь) Познакомиться с природными явлениями(下雨、下雪) Практика: Задания для различных уровней освоения: Выполнить аппликацию «Дракон»; использовать иероглифы по выбору. Тема 2.5 Итоговая работа Практика: Промежуточная аттестация: творческая работа, выставка, участие в празднике (新年) Раздел 3 Продолжение изучения иностранного языка Тема 3.1 Природа(大自然)Времена года (四节) Теория: Закрепить выученный материал (природные явления), повторить времена года; Научить писать иероглифы «природные явления»;Научить составлять короткие рассказы о природе на китайском языке Практика: Задания для различных уровней освоения: Закрепить выученный материал (природные явления), повторить времена года; Научиться писать иероглифы «природные явления»; Научиться составлять короткие рассказы о природе на китайском языке Тема 3.2 Мебель (家具); Профессии (职业) Теория: повторить основные профессии на китайском языке; Учить детей называть предметы мебели на китайском языке; Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах на китайском языке; развивать умение устно составлять элементарные предложения на китайском языке в рамках темы «Мебель» 20 Практика: Задания для различных уровней освоения: Выучить называть предметы мебели на китайском языке; устно составлять элементарные предложения на китайском языке в рамках темы «Мебель» Тема 3.3 Эмоции (情绪) Теория: Развивать способность распознавать различные эмоции, используя для обозначения китайский язык; Научиться записывать эмоции при помощи иероглифов Практика: Задания для различных уровней освоения: повторить обозначения основных эмоций на китайском языке (радостный, грустный). Научиться записывать эмоции при помощи иероглифов; Тема 3.4 Дни недели (星期); Дата (号) Теория: научить иероглифам «дни недели»; научить как пишется иероглифами (пн, вт, ср, чт, пт, сб, вск); научить грамматической конструкции(половина 六点半) Практика: Задания для различных уровней освоения: выучить как пишется иероглифамиами (пн, вт, ср, чт, пт, сб, вск); Выучить грамматическую конструкцию (год, месяц, число) Тема 3.5 Транспорт(汽车). Здания и улицы(建造) Теория: Ввести новую лексику по теме «Транспорт» на китайском языке; научить грамматической конструкции «номер дома»; Научить составлять мини рассказы(我住在哪里); Практика: Задания для различных уровней освоения: Выучить грамматическую конструкцию «номер дома»; Научиться составлять мини рассказы(我住在哪里); Тема 3.6 Вежливые слова (礼貌用语) Теория: повторить с детьми выученные ранее вежливые слова Вспомнить вежливые слова(谢谢、不客气、没关系、对不要气); Закрепить в диалогах; Научить писать иероглифами(谢谢、不客气、没关系、对不要气);Закрепить умения детей использовать вежливые слова в диалоге; Практика: Задания для различных уровней освоения: повторить вежливые слова(谢谢、不客气、没关系、对不要气);Закрепить в диалогах; Научиться писать иероглифами(谢谢、不客气、没关系、对不要气)Закрепить умения использовать вежливые слова в диалоге; Раздел 4 Итоговые мероприятия Тема 4.1 Итоговая творческая работа Практика: итоговая работа для всех уровней: творческая работа, выступление, выставка, как результат обучения Тема 4.2 Диагностика освоения программы Практика: диагностика уровня освоения программы обучения по результатам текущих контролей, итоговой работы. 1.4. Планируемые результаты 1.4.1 Первый год обучения 21 Образовательные (предметные): 1. Будет знать основные понятия, термины в области китайского языка и культуры; 2. Будет иметь интерес к изучению китайского языка, 3. Будет иметь начальные знания в области китайского языка и культуры (общие сведения о стране, особенностях животного и растительного мира); 4. Будет иметь начальные умения и навыки в области китайского языка и культуры (говорение, пение, рифмовки); 5. Будет иметь фонетические, лексические, грамматические навыки, формировать навыки письма (написание черт). Личностные: 1. Будет иметь потребность в самообразовании и творческой реализации 2. Будет иметь самооценку собственного «я» 3. Будет обладать чувством коллективизма Метапредметные: 1. Будет обладать любознательностью как основой мотивации к обучению, наблюдательностью, памятью, пространственными представлениями 2. Будет иметь мотивации к творчеству, потребности к саморазвитию, развитию образовательной и социальной инициатив 3. Будет уметь выполнять действия по заданному алгоритму или образцу 4. Будет иметь коммуникационные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе, в т.ч. с зарубежными сверстниками 5. Будет иметь способности оценивать собственные действия на отдельных этапах работы в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации 1.4.2 Второй год обучения Образовательные (предметные): 1. Будет иметь базовые знания в области китайского языка и культуры (особенностях животного и растительного мира, быта и традиций) 2. Будет иметь базовые умения и навыки в области китайского языка и культуры (говорение, пение, рифмовки); 3. Будет иметь лексические, грамматические навыки, формировать навыки письма (написание черт). 4. Будет знаком лингвистические способности (фонематического и интонационного слуха, звуковысотной чувствительности, объёма слухоречевой памяти, имитационных способностей, скоростного проговаривания); Личностные: 1. Будет иметь целостное восприятие окружающего мира; 2. Будет повышен уровень самооценки; 3. Будет иметь ценностные ориентации: самостоятельность, ответственность, трудолюбие, организованность, дисциплинированность, 4. Будет обладать чувством коллективизма и ответственности за свою деятельность в коллективе 5. Будет иметь коммуникативные навыки общения со сверстниками, педагогами и в коллективе, расширение опыта социальных контактов, 22 формирование продуктивных видов взаимоотношений со сверстниками и педагогами. 6. Будет иметь навыки коммуникации на китайском языке со сверстниками Метапредметные: 1. Будут развиты познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) 2. Будет уметь определять цели своего обучения и деятельности в целом. 3. Будет иметь навыки решения проблемных ситуаций и практических задач; 4. Будет иметь способность самостоятельно планировать и осуществлять свои действия, выбирать способ решения задач, 5. Будут развиты творческие способности. 6. Будут развиты навыки саморегуляции. 7. Будет иметь навыки анализа и синтеза (исследования и систематизации). 8. Будет иметь навыки самостоятельного получения знаний. 9. Будет иметь устойчивую мотивацию к обучению. 10. Будет иметь способность контролировать и оценивать собственные действия на отдельных этапах работы в соответствии с поставленной задачей 1.4.2 Третий год обучения Образовательные (предметные): 1. Будет иметь базовые знания в области китайского и культуры (особенностях традиций, культурные и исторические памятники, китайский детский фольклор); 2. Будет иметь базовые умения и навыки в области китайского языка и культуры (говорение, пение, рифмовки); 3. Будет иметь лексические, грамматические навыки, формировать навыки письма (написание черт). 4. Будет иметь творческие способности в различных областях с использованием иностранного языка. 5. Будет иметь устойчивый интерес к изучению иностранного языка; Личностные: 1. Будет знаком с современными условиями и методами обучения; получит удовлетворенность своей деятельностью и самореализацию в выбранном виде деятельности 2. Будет иметь развитые навыки познавательного интереса, мыслительных операций 3. Будет обладать устремленностью в достижении творческих результатов деятельности; повышенной творческой активностью, инициативой и любознательностью; 4. Будет иметь ценностные ориентации, жизненные, социальные умения: автономность и самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, мировоззрение, социальный интерес, патриотизм и гражданская позиция, культуру целеполагания, умение «презентовать» себя 5. Будет уметь выражать собственные мысли и взгляды 23 6. Будет иметь развитые коммуникативные навыки общения со сверстниками, педагогами и в коллективе; расширенный опыт социальных контактов, сформированные продуктивные виды взаимоотношений со сверстниками и педагогами, в т.ч. с использованием китайского языка; Метапредметные: 1. Будет уметь использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности. 2. Будет иметь способность планировать, контролировать и оценивать собственные действия на отдельных этапах работы в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 3. Будет уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата в практической и проектной работе 4. Будет обладать способностью к восприятию, самостоятельному отбору, анализу, систематизации, критической оценке информации 5. Будет уметь организовывать в процессе деятельности сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе 6. Будет иметь знания и умения передачи, поиска, преобразования и хранения информации 7. Будет обладать дружелюбным отношением к представителям других стран. 24 Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Начало учебных занятий для обучающихся: согласно локальному акту учреждения Окончание: согласно локальному акту учреждения Продолжительность учебного года: 36 недель. Количество часов в год: 72 ч. Продолжительность и периодичность занятий: 2 раза в неделю по 1 академических часа (30 мин) Промежуточная аттестация: на завершающей неделе обучения каждого полугодия Выходные дни: согласно государственному календарю Объем программы: 216 часов Срок освоения программы: 3 года 2.2. Условия реализации программы Для реализации программы необходимы следующие условия обеспечения: – учебный кабинет для лекционных и практических занятий с необходимым компьютерным оборудованием; – учебное оборудование (мебель), – наглядные пособия, учебно-дидактический материал, методические пособия, – материально-техническое оснащение в соответствии с направленностью программы; – кадровое обеспечение (квалификация «Педагог дополнительного образования» Принципы работы: – демократизация образовательного процесса – создание условий, для удовлетворения потребностей каждого ребенка, способствующих реализации его образовательного и творческого потенциала, свободного стремления и самовыражения; – принцип гуманизации – усиление внимания к личности каждого ребенка как к высшей ценности общества; установку на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами; – принцип индивидуализации – организация образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся; – принцип сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности педагогов и детей, скрепленной взаимопониманием, дружелюбным отношением друг к другу, совместным поиском целей и анализом хода и результатов этой деятельности. Особенности организации образовательного процесса, принципы работы для детей с ОВЗ представлены в адаптированных программах согласно нозологии. 25 Материально-техническое обеспечение № п/п Наименование основного оборудования 1. 2. 3. 4. Компьютер (ноутбук) Звуковые колонки Экран Проектор Количество 1 2 1 1 Для проведения занятий используются методические материалы: аудио-, видео-, фотоматериалы, медиатека (песни и мультики на китайском языке). презентации по темам занятий. дидактическое обеспечение: пазлы, тематические карточки. подборка литературы по разделам программы для педагога, обучающихся, родителей; наглядные материалы: плакаты, иллюстрации вспомогательные материалы: игрушки-животные, фигурки-муляжи фруктов, овощей и других продуктов питания. 2.3 Формы аттестации В течение курса обучения проводится мониторинг уровня освоения программы. Оценка знаний, умений, навыка, опыта деятельности проводится в различных формах: текущий контроль, промежуточная аттестация (каждые полгода обучения), итоговый контроль (итоговое оценивание проводится по окончании курса обучения обучающихся для определения результативности освоения программы). Этапы педагогического контроля Этапы контроля Содержание контроля Формы контроля Входной Общая эрудиция, ценностные ориентации. Представление об основах предмета по направленности. Первичная диагностика воспитанности. Освоение текущего материала по темам. Входной контроль: Собеседование Текущий Промежуточная аттестация Итоговый Диагностика (предметная, личностная, метапредметная) обучающихся за полгода обучения. Итоговая (предметная, личностная, метапредметная, воспитательный компонент) диагностика обучающихся за весь период обучения. Текущий контроль: Устный опрос, практическая работа Промежуточная аттестация Творческая работа Итоговый контроль: Творческая работа. Защита Результатом успешного усвоения программы является сформированные знания, умения и навыки, которые демонстрируются как результаты практической, самостоятельной, творческой деятельности обучающихся, а также – как результаты 26 индивидуальной работы и работы в коллективе при участии в мероприятиях объединения (в том числе муниципального, городского уровня), конкурсах и пр. Фиксация образовательных результатов: – результаты устного опроса по вопросам тем (ответ на вопрос); – результаты практической работы (выполнение упражнения, задания); – результаты творческой работы; – результаты участия в образовательных мероприятиях (грамоты и дипломы, сертификаты. 2.4 Оценочные материалы Диагностика результатов освоения программы проводится в начале, в ходе и в конце года обучения, т.е. определяется уровень владения ребенком теоретической, практической и творческой (проектной) деятельностью. При суммировании результатов теоретического и практического освоения программы определяется степень освоения учебного материала. Диагностика результатов освоения программы детей с ОВЗ – по адаптированным программам в соответствии с нозологией. Оценка теоретических знаний осуществляется в процессе: – устного опроса; Критерии оценки теоретических знаний: – даны ответы на своем уровне. Оценка практических умений и навыков осуществляется в процессе; – выполнения практической работы (упражнений, заданий): оценка соблюдения правил техники безопасности, полнота и качество решения поставленных задач; – выполнения творческой работы (проекта): оценка индивидуальной работы, в т.ч. в ходе коллективного творчества, оценка проектного потенциала обучающегося; – представления (защиты) творческой работы (проекта): полнота раскрытия темы, владения предметными терминами, владения вербальными (речевыми) средствами и временными рамками. Предполагается и командная работа по проектной теме с разделением объема работ между участниками проекта. Критерии оценки практических умений и навыков: – выполнение поставленных задач на своем индивидуальном уровне; – творческое раскрытие темы на своем индивидуальном уровне; – вербальное и невербальное представление темы на своем индивидуальном уровне. Оценочные материалы: – вопросы для входного собеседования; – контрольные вопросы для устного опроса; – практическое задание; – творческое (проектное) задание (индивидуальное); – творческое (проектное) задание (коллективное); – презентация (защита) творческой работы. 27 Оценочные средства представлены в Приложении 2. 2.5 Методические материалы Методические материалы включают используемые образовательные технологии, принципы, приемы, способы, средства обучения. Методические материалы для детей с ОВЗ – в адаптированных программах согласно нозологии. Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий: технология группового обучения; технология коллективного взаимообучения; технология развивающего обучения; технология коллективной творческой деятельности; здоровьесберегающая технология Формы организации образовательного процесса: фронтальные (со всей группой: лекции, беседы, объяснения); групповые (отдельными малыми группами: совместная практическая и творческая работа); индивидуальные (отдельно с каждым обучающимся). Успешное решение поставленных задач на занятиях по китайскому языку с возможно при использовании педагогических принципов обучения: o принцип наглядности; o доступности; o поэтапное введение лексики; o системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия; o формирование у детей положительного образа педагога, что повышает рефлексивные способности ребенка. Методы обучения, используемые для реализации программы: словесный; наглядный практический; игровой. Практический материал предлагается осваивать по уровням сложности: 1 уровень – начальный: упрощенные задания, репродуктивные задания, задания по карточкам, работа по прототипам, решение простых задач и т.д. Обучающемуся предлагаются задания, не требующие владения специализированными предметными знаниями и концепциями, обладающими минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы. Уровень используются в т.ч. для детей с ОВЗ; 2 уровень – основной: типовые задания, задания с реализацией творческого потенциала. Обучающемуся предлагается участие в постановке и решении таких 28 заданий, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний; 3 уровень – продвинутый: усложненные задания с вариативным подходом к решению, творческая проектная и исследовательская работа. Обучающемуся предлагается участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование расширенных специализированных В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности, в том числе творческой (игровой, художественной), записи черт и иероглифов учащиеся получают интерес к изучению китайского языка, знание детских песенок и стихов, знание лексики в рамках изученных тематических блоков, основных грамматических конструкций, получение базового представления об особенностях китайского языка и культуры. Основная форма организации учебного занятия: игра; любое задание важно превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы. Формы проведения занятий по темам программы всех лет обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Темы Формы проведения занятий Приветствие (你好); Цифры (数字) Беседа 3D-пазлы Викторина Беседа Игра Бинго Мини-проект «Мой дом» Игра «Мое лицо» Мини-проект «Часы» Викторина Беседа Мое тело (我的身体); Дом, семья (家) Животные (动物); Одежда (衣服) Новый год (新年); Места (地方) Времена года (四节) Мебель (家具); Профессии (职业) Фигуры (数字); Эмоции (情绪) Дни недели (星期); Время (时间) Космос (空间); Транспорт(汽车) Вежливые слова (礼貌用语) Прощание на китайском языке (再见) Личностными результатами изучения китайского в рамках программы являются: общее представление о мире как многоязычном и поликультурным сообществе, осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми. Предметными результатами являются умения в трех видах деятельности: аудирования (восприятия речи на слух), говорения, и письмо (начертание иероглифов). понимание китайской речи на слух; создание словарной базы; формирование позитивного отношения китайскому языку; развитие коммуникативных умений на уровне односложных высказываний, понимания речи учителя на занятии; 29 понимание аудиозаписей (песни, истории ит. д.); умение записывать иероглифы; развитие коммуникативных умений на уровне тематических несложных высказываний; понимание речи учителя на занятии учебных аудиозаписей; умение записывать предложения используя иероглифы. 2.6 Воспитательный компонент Воспитательный компонент – раздел, который включает цели, задачи, формы и условия воспитания, анализ результатов воспитательной работы, календарный план воспитательной работы по данной программе. Цель воспитания: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально – мобильной, востребованной в современном обществе Задачи воспитания: удовлетворение культурных потребностей ребенка, профессиональное ориентирование, воспитание моральных качеств, любви к труду. Формы воспитания: – беседа, практическое занятие, защита проектов, мастер-класс, творческая встреча, благотворительная акция. Методы воспитания: убеждение; поощрение; упражнение; стимулирование; мотивация Условия воспитания: Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы. Предполагается целенаправленная работа по включению детей с ОВЗ во всевозможные мероприятия инклюзивного характера, предусматривающие совместную деятельность детей с ОВЗ и их сверстников. Участие детей с ОВЗ в мероприятиях определяется тьютером/педагогом с учетом общих рекомендаций по данной нозологии, рекомендаций ПМПК и/или индивидуальной программы обучающегося. 30 Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения дополнительного образования (Приложение 1). 2.7 Список литературы Список литературы для педагогов 1. УМК «Царство китайского языка» (Издательство Пекинского Культурноязыкового института,2007), состоящий из учебника, рабочей тетради, аудиоматериалов и видеоматериалов. 2. Читаем и переводим с китайского языка, учебно-методическое пособие, ЮсуповаГ. А.,2011. Список литературы для обучающихся 3. Китайские иероглифы в карточках, СпешневН. А.,2012. Список интернет-ресурсов 1. http://www.studychinese.ru/ Китайский язык онлайн 2. http://www.jazyki.ru/kitajskij Языковой портал, полезные ссылки на словари, форумы и т.п. 3. http://www.internetpolyglot.com/lessons-zh-ru Изучение лексики по темам 4. http://www.chinalanguage.com Сайт на английском языке: учебные пособия, словари, форумы и т.п. 5. https://hanni.pro Генератор иероглифических прописей по китайскому языку 6. http://bkrs.info/ Словарь и форум 7. http://cidian.ru/ Русско-китайский и китайско-русский словари 8. http://www.zhonga.ru/ Китайский онлайн словарь 31 Приложение 1 Календарный план воспитательной работы № п/п Наименование Дата мероприятия по программе проведения воспитания Форма проведения мероприятия 2. Инструктаж по Технике безопасности «День Середины Осени» 3. 4. Праздник Лодка-Дракон Встреча Нового года Ноябрь 5. 6. Рождество Китайский Новый Год, Цинмин, Январь Праздник весны 8 марта Птицы прилетели Наступает лето Март Апрель Выступление Экскурсия Май Выставка 1. 7. 8. 9. Сентябрь Октябрь Декабрь Февраль Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события Праздники Рассуждения, диалог о технике безопасности Фотоматериалы Праздники Фотоматериалы Выставка творческих работ Беседа Праздники 32 Фотоматериалы Фотоматериалы Фотоматериалы Фотоматериалы Выставка творческих работ Фотоматериалы Приложение 2 Оценочные средства Оценочные материалы как средства оценивания на входном контроле, как средства диагностики результатов обучения при текущем контроле, промежуточной аттестации, итоговом контроле: – вопросы для входного собеседования; – контрольные вопросы для устного опроса; – практическое задание; – творческое (проектное) задание (индивидуальное); – творческое (проектное) задание (коллективное); – презентация (защита) творческой работы. Контрольные вопросы для входного собеседования: 1.Что такое Китай? 2. Что такое китайский язык? 3. Где находится Китай? 4. Что такое иероглиф? 5. Какие ты знаешь слова на китайском языке? 6. Какая особенность написания слов на китайском языке? Контрольные вопросы для устного опроса по темам (скажи на китайском языке слова): 1. Приветствие 2. Цифры 3. Цвета 4. Мое тело 5. Дом, семья 6. Животные 7. Еда 8. Новый год 9. Места 10. Природа 11. Времена года 12. Мебель 13. Профессии 14. Эмоции 15. Дни недели 16. Время 17. Транспорт 18. Здания и улицы 19. Вежливые слова Практическая работа (упражнения, задания по темам): Представлена в описании содержания по Модулям Темы творческих работ: 33 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. «День Середины Осени» Праздник Лодка-Дракон Встреча Нового года Рождество Китайский Новый Год, Цинмин, Праздник весны 8 марта Птицы прилетели Наступает лето Критерии презентации (защиты) творческой (проектной) работы: полнота раскрытия темы; оригинальность (авторское решение); новый (творческий) взгляд на проектирование; техническое выполнение изделия («продукта» деятельности); владение предметными терминами; владение вербальными (речевыми) средствами; владение временными рамками. 34