Программа Ступеньки к школе

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление
Раздел 1 Комплекс основных характеристик Программы ....................................................................... 3
1.1.

Пояснительная записка .......................................................................................................................... 3

1.2 Цели, задачи, принципы реализации Программы..................................................................................... 4
1.3. Содержание Программы ............................................................................................................................. 7
1.3.1

Учебно-тематический план .....................................................................................................................

1.3.2 Календарно-тематический план ............................................................................................................... 6
1.4 Планируемые результаты……………………………………………………………………………..........
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий………………………………………....
2.1. Условия реализации Программы…………………………………………………………………………
2.2. Оценочные материалы по освоению Программы………………………………………………….......
2.3 Методические
материалы………………………………………………………………………………………………………
2.4. Развивающая предметно-пространственная среда……………………………………………………...
Приложения……………………………………………………………………………………………………

1

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик Программы»
1.1. Пояснительная записка
Актуальность Программы
Программа дополнительного образования «Ступеньки к школе» (далее Программа) и актуальность ее использования в современных условиях
дошкольного образования определяется особым вниманием государства и
общественности к улучшению подготовки детей к обучению в школе, успешной
адаптации первоклассников к новым социальным условиям. В настоящее время
проблема подготовки детей к обучению в школе является особо актуальной.
Одна из причин её актуальности – возросшие требования школ к будущим
первоклассникам. Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной
подготовки детей к обучению в школе.
Программа обеспечивает реализацию требований ФГОС ДО, где одной из
главных задач является обеспечение преемственности целей, задач и содержания
образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных
уровней.
Особое внимание с учетом возрастного этапа, предшествующего
школьному обучению, уделяется развитию предпосылок учебной деятельности,
формированию тех качеств личности будущего школьника, которые определяют
успешность его школьной жизни, адаптации к новой социальной ситуации и
детскому коллективу.
Программа

предназначена для развития и обучения детей шестого и

седьмого года жизни и обеспечивает их общее психическое развитие,
формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для
адаптации к успешному обучению.
Новизна Программы

заключается

в том, что планирование занятий

ведётся с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, осуществляется
в малых подгруппах с

использованием современных образовательных

технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные
процессы ребѐнка, погружать

его в

новую социальную среду. Содержание
2

занятий направлено на формирование у дошкольников необходимого уровня
психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами,
мотивационной готовности к школе.
Педагогическая целесообразность Программы в том, что ее содержание
разработано с учетом преемственности в обучении между программами
дошкольного и начального общего образования.
1.2. Цели, задачи и принципы реализации Программы
Цель программы:
формирование готовности к обучению в школе, развитие

интеллектуальных

качеств, творческих способностей и свойств личности будущего первоклассника,
которые обеспечивают эффективную адаптацию первоклассника, высокие
достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
1.

Развивать

наглядно-образное и формировать словесно-логическое

мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
2.

Формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения,

обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
3.

Развивать память, внимание, творческие способности, воображение,

вариативность мышления.
4.

Развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить

начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и
контролировать свои действия.
5.

Развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом,

словосочетанием, предложением.
6.

Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка

к школе, желания учиться.
7.

Формирование

социальные

черты

личности

будущего

школьника,

необходимые для благополучной адаптации к школе.

3

Задачи

реализуются

в

процессе

разнообразных

видов

детской

деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской,
продуктивной и т.д.
Программа рассчитана на детей 5-7лет.
Нормативно-правовой основой являются следующие документы:



Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;


Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребёнка»;


Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам дошкольного образования»;



"Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.4.3172-14 к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей"
Принципы и подходы к формированию Программы
На

первый

план

выдвигается

развивающая

функция

образования,

обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на
его индивидуальные особенности. Программа построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие,
формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей
и интегративных качеств. Особая роль уделяется игровой деятельности как
4

ведущей

в

дошкольном

детстве.

Таким

образом,

развитие

в

рамках

образовательной программы выступает как важнейший результат успешности
воспитания и образования детей.
Содержание Программы:


соответствует принципу развивающего образования, целью которого

является развитие ребенка;


сочетает

принципы

научной

обоснованности

и

практической

применимости;


обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей

и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации,
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии
дошкольников;


строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в

соответствии

с

возрастными

возможностями

и

особенностями

детей,

спецификой и возможностями образовательных областей;


предусматривает

решение

программных

образовательных

задач

в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
дошкольников;


предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и
ведущим видом их деятельности является игра.


Образовательная

программа формируется

с

учетом возрастных и

психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Согласно требованиям ФГОС ДО Программа направлена:


В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - «на

развитие общения и взаимодействия с ребенка со взрослым и сверстниками;
становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных действий»;


В образовательной области «Познавательное развитие» - «на развитие

любознательности и познавательной мотивации»;
5



В образовательной области «Речевое развитие» - «на формирование

аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»;


В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - «на

реализацию самостоятельной творческой деятельности»;


В образовательной области «Физическое развитие»

- «на становление

ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами».
1.3. Содержание Программы.
Программа «Ступеньки к школе рассчитана на один год и состоит из двух
блоков: «Развитие речи. Обучение грамоте » и «Развитие математических
представлений и логики»

Возрастной состав детей 5-7 лет.

В содержание

каждого занятия включены элементы ознакомления детей с окружающей
действительностью. Обязательной составляющей является

работа в тетради:

письмо элементов букв, графический диктант и другие практические задания.
Занятия проводятся в помещении подготовительной к школе группы 2 раза в
неделю по 30 минут. Программный материал выстроен с учетом возрастных и
психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. В
процессе апробации Программу можно корректировать, внося изменения.
Структура занятий зависит от конкретной темы и решаемых задач. Программа
построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
1.3.1. Учебно-тематический план
Период

Наименование разделов и тем

Количество
всего

теория* практика
*
Числа-цифры
4 занятия по 45 15 мин
30 мин
(Развитие математических представлений
минут
и логики)
Октябрь Звуки и буквы
4 занятия по 45 15 мин
30 мин
– апрель (Развитие речи. Обучение грамоте)
минут
Итого:

* количество времени, отведенного на теоретическую и практическую часть, может
варьироваться в зависимости от сложности темы и базовых знаний воспитанников.
6

1.3.2. Содержание изучаемого курса.
Календарно-тематический план по разделу
«Развитие математических представлений и логики»
№
п/п
1

Тема
«Числа и цифры 1-10»
Логическое упражнение «Дополни
предложение»

2

Порядковый и количественный счет. 
Логическое упражнение…

3-4

«Отношение
часть-целое.
Представление о свойствах сложения и
вычитания»
Знаки +,-,=»
Логическое
упражнение
«Закономерности»

5

6

7-8

Цель

Перечень оборудования, наглядных и
демонстрационных материалов.
Закрепление представлений у детей об Геометрические пеналы, тетради, ручки,
образовании чисел первого десятка и цифрах проектор, интерактивная доска.
от 1 до 10. Практиковать детей в операциях
отсчёта и пересчёта в пределах первого
десятка. Развивать логическое мышление.
Совершенствовать навыки количественного Игрушки – герои сказки «Репка», тетрадь,
цветные карандаши.
и порядкового счета в пределах 10.

Ввести понятие целое и части.
Сформировать представление о сложении и
вычитании, как ведущих математических
операциях.
Развивать умение устанавливать причинноследственные связи.
Пространственные
отношения: Уточнить понимание слов «впереди»,
впереди, сзади, между, посередине.
«сзади», «между», «посередине»и грамотно
Логическая задача «Что лишнее?»
употреблять их в речи. Развивать логическое
мышление.
Точка, линия, отрезок, луч
Сформировать первичные понятия об
Пространственные отношения длиннее отрезке, линии и луче как части прямой; о их
– короче. Измерение с помощью сходстве и различии.
мерки.
Совершенствовать
умения
выполнять
Упражнение «Дополни ряд»
простейшие геометрические построения.

Демонстрационный материал «Часть-целое»,
набор цифр и знаков, счетный материал,
тетрадь, цветные карандаши.

Макет «Наша группа», игрушки. Картинки
для игры «Что лишнее?», тетрадь, ручка.
Проектор, интерактивная доска, линейка,
тетрадь, пенал, логические цепочки.

Сравнение групп предметов на
 Учить различать
количество предметов: Счетный материал, тетрадь, ручка.
наглядной основе. Понятия: больше – «столько же», «больше», «меньше».
7

меньше – равно.
Упражнение «Потеряшки»





9

Линии:
ломаные,
волнистые,
замкнутые,
незамкнутые.
Многоугольники. Углы.
Задача-картинка «У дороги»

Формировать умение детей выделять
отдельные предметы из группы и составлять
группу из отдельных предметов.
Закрепить умение сравнивать группы
предметов по количеству с помощью
составления пар и уравнивать численность
групп предметов.
Формировать
представление
представлений о видах линий: ломаной,
волнистой,
замкнутой,
незамкнутой.
Расширение
представлений
о
многоугольнике.
Тренировать
умение
выделять и называть кривую, ломаную,
отрезок. Закреплять представления о
геометрических фигурах, их признаках.
Развивать логическое мышление.
Расширить временные
представления
у
детей, уточнить отношение раньше – позже,
сначала – потом.

Временные отношения: раньше, позже,
сначала, потом. Части суток.
Логическое
упражнение
«Время
суток»
Пространственные
отношения: Формировать представления о понятиях
11
тяжелее – легче. Масса. Объем.
тяжелее-легче, массе и объеме на основе
Логическая задача «Что легче?»
непосредственного сравнения предметов.
Развивать логическое мышление, внимание.
представления
о
12-13 Геометрические фигуры. Деление на Формировать
части.
геометрических фигурах, об отношениях
Упражнение «Какая фигура?»
целого и части при делении предмета на
несколько частей.
10

Цветная проволока, геометрические фигуры,
тетрадь, ручка.

Демонстрационный материал: предметные и
сюжетные картинки. Логические путаницы.
Тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
Весы, гири, емкости разные по объему.
Камни, бумага. Тетрадь, пенал.
Раздаточный
материал
(геометрические
фигуры), ножницы. Пенал, тетрадь.

14-17 Состав чисел первого десятка из двух Закрепление представлений у детей о Числовые домики, геометрические пеналы,
меньших.
составе чисел первого десятка и цифрах от 1 тетрадь, ручка, проектор, доска.
Логическая задача «Назови жителей»
до 10. Практиковать детей в операциях
отсчёта и пересчёта в пределах первого
десятка.
8

18-19 Решение арифметических задач на Совершенствовать умение составлять и
сложение.
решать задачи на сложение, выкладывать
Игра «Логический мешок»
решение при помощи цифр и знаков.
Закрепить умение давать развернутый ответ
на вопрос задачи.
20-21 Решение арифметических задач на Совершенствовать умение составлять и
вычитание.
решать задачи на вычитание, выкладывать
Логическая задача «Продолжи ряд»
решение при помощи цифр и знаков.
Закрепить умение давать развернутый ответ
на вопрос задачи.
22-23 Знакомство с фигурами – шар, куб, Познакомить детей с фигурами шар, куб,
параллелепипед. Их распознавание.
параллелепипед.
Формировать
умение
Упражнение «Раздели на три группы» находить их в окружающей обстановке.
Ориентировка в пространстве и на Закреплять умение ориентироваться в
24
плоскости.
расположении частей своего тела. Уточнять
Упражнение «Логический мешок»
и
закреплять
пространственные
представления детей («на», «над», «под»).
Уточнять и обобщать понятия «слева»,
«справа», «посередине». Закреплять умение
определять свое место среди окружающих
людей.
Формировать
умение
ориентироваться
на
ограниченной
поверхности (лист бумаги, учебная доска).
Совершенствовать
счет в пределах
25-27 Считаем до 20.
двадцати, в прямом и обратном порядке.
Формировать навыки полных ответов на
вопросы.
Итоговое занятие
28

Демонстрационный
материал,
доска,
проектор, материалы для игры, тетрадь,
пенал.
Демонстрационный
материал,
доска,
проектор, материалы для игры, тетрадь,
пенал.
Объемные фигуры, тетрадь, пенал.
Альбомные листы на каждого ребенка,
цветные карандаши, тетрадь, пенал.

Карточки с числами,
тетрадь, пенал.

проектор,

доска,

9

Календарно-тематический план по разделу
«Развитие речи. Обучение грамоте и письмо»
№
п/п
1

2

3

4

5

6-7

Тема
Речь. Звуки речи. Дифференциация
звуков: музыкальных, механических и
речевых. Д/и «В гости к Вини-Пуху».
Заучивание стихотворения….

Цель

Перечень оборудования, наглядных
материалов и демонстрационных
Погрузить детей в мир звуков. Подвести к Музыкальные инструменты, аудиозаписи
пониманию того, что звуки бывают различных звуков.
музыкальные, речевые и механические.
Учить слышать и определять звук. Развивать
связную устную речь посредством полного
ответа на вопросы педагога.

Звуки и буквы. Алфавит. Разлиновка Дать понятие «звук», «буква», «алфавит».
тетради.
Рассказать детям о цветовом значении букв.
Познакомить детей с тетрадью, назначением
линий. Вызвать интерес к изучению нового.
Развивать связную речь детей.
Слог. Слово.
Дать понятие о слоге и слове, учить
Рассказывание по схеме.
делить слова на слоги, различать одно -,
двух-,
и
трехсложные слова.
Развивать словарный запас, мышление, речь,
мелкую моторику.
Деление слов на слоги. Схема слова.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Игровое упражнение «Расскажи о….»
Познакомить с схемой слова. Учить работать
с схемами. Развивать внимание, речь.
Мелкую моторику.
Слова длинные и короткие. Ударение. Учить
детей
самостоятельно
Упражнение «Подбери слово»
находить длинные
и
короткие
слова.
Подбирать слова по схеме и схему по слову.
Развивать внимание, мышление, речь.
Слово
и
предложение.
Схема Дифференцировать понятия
«слово».
предложения.
«предложение». Учить детей подсчитывать
количество слов в предложении, определять
их последовательность; дополнять, а затем и

Азбука, кубики с буквами, тетрадь, пенал.

Карточки со схемой слова, схемы для
рассказывания, тетрадь, пенал.

Схемы слов, предметные картинки. Доска,
проектор, тетрадь, пенал.
Схемы слов, предметные картинки. Доска,
проектор, тетрадь, пенал.
Схемы слов, предметные картинки. Доска,
проектор, тетрадь, пенал.

10

8

9

10

11

сокращать предложение.
Развивать слуховое внимание, слуховую
память, логическое мышление (загадки),
творческое воображение, быстроту реакции,
умение анализировать
Воспитывать интерес, любознательность,
желание учиться и познавать.
Звуки «а», «о», «у». Буквы А, О, У.
Познакомить со звуками звука «А», «О»,
Чтение и обсуждение рассказа.
«У» и буквами А, О, У. Украшение образа
букв различными способами.
Закрепить 5-ю образами (предметными
картинками
и
словами)
и
соответствующими
рассказами.
Развивать фонематический
слух.
Звуки «ы», «и». «э» Буквы ы, И, Э. 1. Формировать понятие о звуках «и», «ы», «э».
Игровая ситуация «Найди букву»
буквах И, ы. Э. Показать роль гласной И
после согласных.
2. Формирование умений находить звуки в
словах и условно их обозначать. Развивать
фонематический слух, мелкую моторику.
речь.
Звуки «м-м’», «н-н’». Буквы М, Н.
Познакомить детей с новыми звуками «мЧтение слогов.
м’», «н-н’», буквами М, С. Учить детей
Пересказ рассказа.
давать характеристику звукам, определять
место звука в слове. Закрепить образ букв.
Учить читать открытые слоги.
Звуки «с-с’», «з-з’». Буквы С, З .
Закрепить
умения
детей
Чтение слогов.
дифференцировать звуки «с-с’», и «з-з’» в
словах,
предложениях.
Учить
характеризовать звуки, продолжать учить
работать со схемами.
Развивать звуковой и слоговой анализ и
синтез. Совершенствовать фонематическое

Звуковые
карточки,
тетрадь,
пенал,
предметные картинки, материалы для
закрепления образа букв.

Звуковые
карточки,
тетрадь,
пенал,
предметные картинки, материалы для
закрепления образа букв, ребусы.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал, схема –
опора для пересказывания, материалы для
закрепления образа букв, ребусы.
Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

11

12

13

14

15

16

восприятие и слух.
Звуки «б-б’», «п-п’». Буквы Б, П
Закреплять знания о звуках «б - б'». «п - п';
Упражнение «Поймай звук»
учить
дифференцировать
звуки
изолированно, в слогах и в словах. Учить
характеризовать звуки, продолжать учить
работать со схемами.
Развивать
фонематическое
восприятие,
навыки слогового анализа и синтеза,
логическое мышление. мелкую моторику.
Звуки «д-д’», «т-т’». Буквы Д, Т.
Закрепить умение выделять и различать на
Дидактическая игра «Телеграф»
слух звуки «т-т’», «д-д’». Развивать
Чтение слогов по слоговой таблице.
фонематическое
восприятие.
Учить
характеризовать звуки, продолжать учить
работать со схемами.
Уточнять и обогащать словарь детей.
Работать над развитием психических
функций детей: памяти, внимания, слуховой
памяти, мышления.
Звуки «г-г’», «к-к’». Буквы Г, К.
Формировать
умение дифференцировать
Фонетическая игра «Кто запомнит звуки «г, г' – к, к'» в слогах, словах,
больше слов со звуком …»
словосочетаниях, предложениях, тексте.
Игра с заданием «Назови слова»
Учить характеризовать звуки, продолжать
Чтение по слоговой таблице.
учить работать со схемами.
Закреплять артикуляцию звуков.
Совершенствовать навык звукового анализа
и синтеза.
Звуки «в-в’», «ф-ф’». Буквы В, Ф.
Учить выделять парные звонкие и глухие
Игра: «Живые слоги»
согласные звуки «в-в’» и «ф-ф’» в речи,
Чтение по слоговой таблице.
сопоставлять по звонкости и глухости,
твердости и мягкости, дифференцировать
данные звуки в слогах, словах, в
предложениях. Упражнять в чтении слогов.
Слов и коротких предложений.
Звуки «р-р’». Буква Р.
Познакомить со звуками «р-р’», Буквой Р.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

Звуковые

карточки,

звуковые

дорожки,
12

Игра «Собери слово»

17

Звуки «л-л’». Буква Л.
Игра «Буквенный лабиринт»
Чтение по слоговой таблице.

18

Звуки «ж», «ш». Буквы Ж, Ш.
Игра «Продолжи слово»
Чтение по слоговой таблице.

19

Звуки «щ», «ч». Буквы Щ, Ч.
Заучивание стихотворения.
Чтение по слоговой таблице.



20

Звуки «х-х’». Буква Х.
Фонетическая игра «Перекличка».
Чтение по слоговой таблице.



Закреплять умения детей на слух определять
место звука в словах, расширять словарный
запас детей. Упражнять в составлении
предложений,
чтении.
Развивать
фонематический слух детей, мелкую
моторику.
Познакомить
детей
со звуком «лл’» и буквой «Л». Продолжать учить детей
внимательно слушать текст и подбирать
подходящие слова по смыслу. Продолжать
учить детей проводить фонетический разбор
слов и различать твёрдость и мягкость
согласных. Воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу, желание говорить
красиво, правильно. Упражнять в чтении.
Развитие фонематического и зрительного
восприятия,
слухового
внимания,
вербальной памяти, логического мышления,
речевого
слуха. Выработка
навыка
артикуляционного уклада при произнесении
звуков «ш» и «ж». Закреплять умение
характеризовать звуки. Упражнять в чтении.
Закрепить правильное произнесение звуков
«щ-ч». Упражнять в их дифференциации в
словах. Развивать умения составлять слоги и
слова из разрезной кассы букв. Упражнять в
чтении. Закрепить умение определять место
звука в словах.
Учить детей дифференцировать звуки в
слогах и словах. Развивать фонематический
слух. Учить детей правильно произносить
звуки «х- х′» в речи, отличая их от других
звуков. Выделять звуки начале, в середине и
в конце слова. Продолжать формировать
умение производить самостоятельно полный

слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

13

звуко - слоговой анализ коротких слов;
Учить составлять предложения по схеме;
Познакомить с буквой Х и её графическим
написанием. Развивать умения составлять
слоги и слова из разрезной кассы букв.
 Обогащать и активизировать речь детей,
совершенствовать слуховое восприятие
речи.
Развивать
память,
внимание,
мышление.
Познакомить
с
буквами Е,
Ё
и
21-22 Звуки «е-ё». Буквы Е, Ё.
Лексическая игра «Скажи в рифму».
йотированными звуками. Учить соотносить
Чтение короткого рассказа.
букву и звуки. Обучать чтению слогов с
буквами Е, Ё . Развивать общую, мелкую и
артикуляционную
моторику
детей,
фонематические
процессы,
зрительное
восприятие и связную речь. Воспитывать
умение внимательно слушать друг друга и
педагога.
Закрепить навыки чёткого произношения
23-24 Звук «й». Буква Й.
Игра «Скажи по-другому».
звука «й». Продолжать работу по звуковому
Пересказ сказки.
анализу и синтезу слов. Познакомить с
графическим образом буквы Й. Закрепить
умение детей выделять звук из ряда слов.
Упражнять в определение места звука в
слове (начало, середина, конец слова);
- Упражнять в чтении слогов со звуком.
Развивать фонематический слух и внимание;
-развивать диалогическую речь, умение
отвечать на поставленный вопрос полным
ответом. Развивать общую и мелкую
моторику.
Звуки «ю-я». Буквы Ю, Я.
Познакомить с буквами Ю, Я и их
25
Игровое
упражнение
«Зажги особенностью обозначать два звука в
фонарик».
определенной позиции. Научить называть
звуки, обозначаемые буквами Ю, Я.



Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.
14

26

Буквы ь и ъ.
Игра «Необычные цветы».

27

Путешествие по Азбуке.

28

Путешествие в Читай-городок.

Упражнять в чтении и письме.
Познакомить с буквой "Ь" как показатель
мягкости и буквой "Ъ " как показатель
твердости согласных букв.
Обогащать словарный запас, закрепить
умение отвечать на вопросы полным
ответом. Закрепить умение называть числа
натурального ряда. Проводить звуковой
анализ слов, развивать фонематический
слух. Упражнять в определении гласных и
согласных звуков. Воспитывать интерес к
занятию, желание заниматься вместе со
всеми. Развивать
мышление, память,
внимание.
Систематизировать знания детей о звуках и
буквах.
Закреплять знания умения и навыки детей по
разделу, создать радостное эмоциональное
настроение от совместной командной
деятельности; поддерживать интерес к
обучению в школе, желание учиться.

Звуковые карточки, звуковые дорожки,
слоговая таблица, тетрадь, пенал. Материалы
для закрепления образа букв.

Азбука,
игрушка
Буратино,
цветные
карандаши, листы бумаги, кубики с буквами.
Атрибуты
для
игр,
музыкальное
сопровождение.

15

1.4. Планируемые результаты. Можно добавить критерии по разделам
Программы.
К планируемым результатам реализации программы относятся:


обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;



развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;



формирование его готовности к систематическому обучению.

В результате реализации Программы у дошкольников будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные
учебные действия как основа овладения навыками учебной деятельности.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Развивающая предметно-пространственная среда.
Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо
помнить: среда должна

выполнять

образовательную, развивающую,

воспитывающую,

стимулирующую, организованную,

функции.

самое

Но

главное

на развитие самостоятельности

и

–

коммуникативную

она

самодеятельности

должна

работать

ребенка.

Успешное

осуществление подготовки детей к обучению в школе невозможно без
организации

правильной

и

соответствующей

возрасту

предметно-

пространственной среды. Особую роль при реализации данной Программы
играют «Центр грамоты и развития речи»,

«Центр математики и логики»,

«Юный конструктор», «Центр экспериментирования», «Физкультурный центр»
и «Центр музыки и творчества». Оснащение игровых центров анализируется
педагогом при подготовке к занятиям и по необходимости дополняется.
Функциональное помещение

Перечень оборудования для реализации Программы

Групповая комната

«Центр грамоты и развития речи»


Лото и домино;



Дидактические игры по развитию речи;



Предметные и сюжетные картинки;



Разрезная азбука, магнитная азбука, кубики;
16




Рабочие тетради;

Наборы букв;
«Центр математики и логики»
 Счетный материал;
 Геометрические пеналы;
 Геометрические фигуры (плоские и объемные);
 Схемы, логические цепочки;
 Рабочие тетради;
 Инструменты для измерения;
«Юный конструктор»



Различные виды конструктора;

«Центр экспериментирования»


Природный материал;



Термометры;



Различные емкости;



Измерительные приборы

«Физкультурный центр»


Материалы

и

оборудование

для

проведения

физкультминуток;
«Центр музыки и творчества»


Музыкальные

произведения

для

организации

физкультминуток;

Методический кабинет



Пластилин;



Бумага;



Цветные карандаши;



Краски;



Кисти;



Ножницы;



Доски и стеки;



Научная и методическая литература;



Демонстрационный материал;



Циклы конспектов, сценариев, методических
разработок по определённым темам;



Диагностический инструментарий;



Компьютер;
17



Принтер;



Ксерокс;



Сканер;



Фотоаппарат;



Медиа- и аудиотека;

2.2 Оценочные материалы по освоению Программы
Оценка уровня готовности детей к обучению в школе проводится два раза
в год: в сентябре и в мае. Для этого применяются следующие методы:
- наблюдение;
- беседа;
- творческие и практические задания;
Данные методы позволяют выявить степень готовности ребенка принять
на себя роль школьника.
Дополнительные исследования проводятся в середине учебного года – в
январе для детей с особыми образовательными потребностями.
Результаты диагностики являются точкой отчета для прогнозирования
особенностей

развития

ребенка

и

подбора

оптимального

содержания

образования, средств и приемов педагогического воздействия, которое будет
наиболее адекватным.
Основой диагностических мероприятий является: модифицированная
методика Т.А. Нежновой,
Н.И.Гуткиной «Сказка»,

А. Л. Венгера, Д.Б. Эльконина, методики
«Да и нет», методика М.В.Матюхина «Заверши

предложение», тест школьной зрелости Керна – Йирасека. (Приложение 2.3.1)
2.3 Методические материалы
Автор, название, год издания учебного, учебно- Вид
образовательного
методического издания и (или) наименование информационного ресурса
электронного образовательного ресурса

и

1. Волина, В. В. Учимся, играя: https://obuchalka.org/20191202115960/uchi
методическое пособие/ В. В. Волина. – М.: Новая msya-igraya-volina-v-v-1994.html
школа, 1994. – 448 с.
2. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе: печатное
18

методическое
пособие
/
Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
3. Жукова, О. И. Игры и упражнения для
подготовки ребенка к школе : учебная литература /
О. И. Жукова. – М.: АСТ, 2009. – 66 с.
4. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по
подготовке к обучению грамоте: учебнометодическое пособие / Г. Я. Затулина. – М.:
Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/01
/23/olesya_zhukova._igry_i_uprazhneniya_
dlya_podgotovki_rebenka_k_shkole.pdf
печатное

5. Игнатьева, Л. В. Азбука. Мой первый
учебник.
ФГОС
ДО
/
Л. В. Игнатьева, Е. В. Колесникова. – М.: Ювента,
2015. – 96 с.
6. Новикова, В. П. Математические игры в
детском саду и начальной школе: методическое
пособие / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез,
2014. – 48 с.
7. Новиковская. О. А. Сложи словечко:
игровые модели обучения и воспитания / О. А.
Новиковская. – Санкт – Петербург : Паритет, 2006.
– 15 с.
8. Федосова, Н. А. Преемственность:
программа по подготовке к школе детей 5-7 лет /
Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.

печатное

9. Федосова, Н. А. Методические
рекомендации к программе «Преемственность»:
пособие для педагогов / Н. А. Федосова. – М.:
Просвещение, 2015. – 160 с.

https://11klasov.com/5894-metodicheskierekomendacii-k-programmepreemstvennost-posobie-dlja-pedagogovfedosova-na-belova-tv-i-dr.html

печатное

печатное

https://11klasov.com/5895-preemstvennostprogramma-po-podgotovke-k-shkole-detej5-7-let-fedosova-na-kovalenko-ev-i-dr.html

10. Федосова, Н. А. От слова к букве: https://11klasov.com/5899-ot-slova-kпособие для детей 5-7 лет. В 2 частях. Часть 1. / Н. bukve-5-7-let-v-2-h-chastjah-fedosovaА. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
na.html

11.
Развивающие
задания
для подготовки к школе

и упражнения https://logiclike.com/podgotovka-kshkole/zadaniya-uprazhneniya

12. Образовательный детский сайт «Почемучка»

https://pochemu4ka.ru/load/razvivajka/podg
otovka_k_shkole/299

13. Образовательный детский сайт «IQша»

https://iqsha.ru

14. Электронный
«Кораблик»

журнал

для

дошкольников http://vscolu.ru/korablik/korablik_1.pdf

19

Приложение 2.3.1
Беседа о школе
( методика Т.А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)
Цель: - выявление

сформированности

внутренней позиции школьника,

мотивации обучения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к
поступлению

в

школу

и

школьной

действительности;

действия,

устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6 – 7 лет
Метод оценивания: беседа
Вопросы беседы:
1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты
пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?
4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе
еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что
ты ему ответишь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день
учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в
школу? Ты согласишься?
6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в
1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование,
музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день
физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика,
русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним
поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?
8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит:
«Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за
20

хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе
отметку поставить в журнал?»
Ключ. Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и
предпочтения дошкольного образа жизни.
1. Да – А, не знаю, нет – Б.
2. А – называет школьные предметы, уроки;
Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и
пр.)
3. А – нет, не хочу.
Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность,
заинтересованность в новых знаниях и умениях;
Б – нет ответа или неадекватное объяснение;
5. А – нет;
Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
6. А – школа А, Б – школа Б
7. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие
отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)
Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы
взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то
можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?»
8. А – выбор отметки,
Б – выбор игрушки, шоколадки.
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:
1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в
ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям
специфически школьного содержания;

21

2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию
занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам
«дошкольного» типа;
3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям
дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки
дошкольным

способам

поощрения

(сладости,

подарки)

(Д.Б.Эльконин,

А.Л.Венгер, 1988).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году
жизни.
0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.
1. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание
школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации).
Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2.

возникновение

ориентации

на

содержательные

моменты

школьной

действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета
социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными
аспектами.
3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты
школьной жизни.
0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.
1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание
ответов А.
2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на
школьное содержание. Ответы А преобладают.
3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.
Методика Н.И. Гуткиной «Сказка»
Цель: определение доминирования познавательного мотива в мотивационной
сфере ребенка.
Возраст: 6-7 лет.
Описание методики: В комнату, где на столике выставлены обычные не
слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор
22

игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один
предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая
машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые
игрушки испытуемого.
Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и
запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с
игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать
сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал. На самом
интересном

месте

чтение

прерывается,

и

экспериментатор

спрашивает

испытуемого, что ему в данный момент больше хочется поиграть с
выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают
послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью
предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный
характер.
Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит к
экспериментатору и просит

дочитать сказку, то

взрослый

отказывается,

сославшись на то, что выбор уже сделан.
Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку
и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый
предлагает ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать
сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает
сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.
Интерпретация: В

протоколе

регистрируется

выбор

испытуемого,

его

высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании
познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор
сказки говорит о доминировании познавательного мотива. Выбор игрушек
говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать
сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как
доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность
из-за скудного и неинтересного набора игрушек.
23

Методика «Заверши предложение» (М.В.Матюхина)
Цель: Определение спектра мотивов учения.
Положение. Эта методика являются методами проективного типа. Материал
для восприятия (начало предложения, начало рассказа) является стимулом,
который включает мотивацию личности. Чем сильнее побуждение, тем чаще оно
должно проецироваться. Ответ на эту стимуляцию может быть различным у
детей в зависимости от внутренних условий, психических особенностей
личности. Такая методика дает возможность изучать личность опосредованно и
создает благоприятные условия для проявления мотивации.
Ход проведения. Испытуемому предлагается завершить предложения:
1) Я стараюсь …
2) То, о чем я думаю …
3) Я был бы рад …
4) Я надеюсь …
5) Я уверен …
6) Я мечтаю …
7) Я стремлюсь …
8) Я хочу …
9) Я не сомневаюсь …
10) Моя цель …
Обработка данных. Основанием для формулирования выводов служат ответы
ребенка. Можно предполагать доминирование познавательного мотива при
условии, что частота суждений, указывающих на склонность к занятиям
познавательной или интеллектуальной деятельностью (например, «Я стараюсь
узнавать больше нового», «Я мечтаю, чтобы у меня было много книг» и т.п.),
превышает число суждений, относящихся к другим аспектам школьной
деятельности (к примеру, «Я надеюсь получать только хорошие отметки», «Я не
сомневаюсь, что мама купит мне новый портфель» и т.п.).
Тест Керна - Йирасека
Ориентационный тест школьной зрелости Я.Йирасека, являющийся
модификацией теста А.Керна, состоит из 3-х заданий: подражание письменным
24

буквам,

срисовывание

группы

точек,

рисование

мужской

фигуры

по

представлению. Результат оценивается по пятибалльной системе, а затем
вычисляется суммарный итог по всем трем заданиям. Данная методика
позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность
к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и
пространственной ориентации.
Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления,
умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической
деятельности.
1. Нарисовать дядю (мужчину).
Нарисовать мужчину просят детей, для того, чтобы можно было увидеть ноги
человеческой фигуры, оценить, как ребенок соблюдает пропорции при
рисовании человека. Важно обратить внимание на то, как ребенок рисует детали,
лицо, элементы одежды. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка
("ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.
Оценивание производится следующим образом по пятибалльной системе
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова,
туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна
быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен
головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью
пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована
синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из
туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования,
либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея,
волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы
двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на
руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не
прорисованы, могут быть в виде одной линии.
25

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.
2. Скопировать образец.
Многие родители думают, что это задание направлено на то, чтобы проверить,
может ли ребенок писать письменными буквами, но это не так. Тест направлен
на выявление умения копировать, выдерживать пропорции, видеть строчку,
выделать отдельные слова. Дается образец, необходимо написать точно так же.
Например: я сижу, ей дан чай.
Оценка.
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько
больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех
слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое
отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное
положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить
вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.
Тест показывает, насколько ребенок готов к обучению письму, видит ли он
строку, отдельные слова.
3. Срисовать точки с образца.
Необходимо точное воспроизведение, одна точка может выйти за пределы
своего места. (Точки могут быть в любом порядке, могут складываться в узор,
чаще рисуются по клеточкам.)
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали
и

по

горизонтали.

Оценивание
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от
строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
26

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается
отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут
быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не
превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать
образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот
рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.
После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в
сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном
обследовании интеллекта и психического развития.
Опросник ориентировочного теста школьной зрелости
1.

Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.
2.

Утром вы завтракаете, а днем ...Обедаем.

Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = —
3 балла.
Днем светло, а ночью ...
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
Небо голубое, а трава ...
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...?
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.
Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и
т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.
Что такое Москва, Ростов, Киев?
27

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и
час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая
овечка — это ...?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный
ответ = — 1 балл.
Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них
одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного
подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На
курицу = — 3 балла.
Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае
опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1
причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов)
= — 1 балл.
Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это
инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1
подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по
4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие
2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали
здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия,
вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта
— гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
28

Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...?
Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2
балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только
три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с
кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на
чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0
баллов.
Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так
работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем
молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него
палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.
Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были
подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят
добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ
(чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие
этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не
может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был
бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству
баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты
данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа — плюс 24 и более;
29

2 группа — плюс 14 до 23;
3 группа — от 0 до 13;
4 группа — от минус 1 до минус 10;
5 группа — менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети,
набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к
школьному обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым
трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7—9 баллов,
представляет собой средний уровень развития готовности к школьному
обучению.

Дети,

получившие

9—11

баллов,

требуют

дополнительного

исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует
обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15
баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в
тщательном

индивидуальном

исследовании

интеллектуального

развития,

развития личностных, мотивационных качеств.
Существует много других тестов и методик по определению школьной
готовности. В школе могут создать и свой пакет для собеседования или
тестирования детей.
Обязательно исследуется память ребенка, внимание, логическое мышление,
уровень его представлений об окружающем мире, мелкая моторика, уровень
развития речи и умение читать, развитие математических представлений.
Читайте об этом в других разделах сайта.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».