Программа дополнительного образования Танцы

Содержание:
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………стр. 3
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной
программы………………………………………………………………...…стр.12
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
дополнительной образовательной
программы…………………………………………………………………...стр.13
II Содержательный раздел
2.1. Содержание программы 1-го года обучения…………………………стр.17
2.2. Содержание программы 2-го года обучения…………………………стр.21
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план…………………………………………………………стр.26
3.2. Календарный учебный план график ………………………………..стр.27
3.3. Система условий реализации дополнительной
образовательной программы ………………………………………………стр.28
3.4. Материально-технические обеспечение ……………………………стр.30
3.5.Методическое обеспечение ………………………………………….стр. 30
Заключение…………………………………………………………………стр.31
Литература…………………………………………………………………стр.33

1

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей

образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей
(законных представителей) воспитанников.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на ступени дошкольного образования. При разработке данной
программы использовались следующие нормативно - правовые документы:
Федеральный уровень
 Федеральный закон «Об образовании в РФ».
 Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении Сан ПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольные организации»
 Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
 Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ДО.
Локальные акты
 Устав МДОУ детский сад № 10 п. Полетаево
 Программа развития МДОУ детский сад № 10 п. Полетаево
 Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ детский сад № 10
п. Полетаево.
Программа разработана в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями
детей. В основу положена программа «Ритмическая мозаика», разработанная А.И.
Бурениной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в
качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Обучение детей, по данной рабочей программе, предполагающей изучение основ
танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные
танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению
уровня общего образования и культуры детей. Если образовательное учреждение может
предоставить своим воспитанникам возможность приобщения к прекрасному миру танца,
2

то детство, обогащённое соприкосновением с этим светлым и радостным искусством,
позволит детям расти и развиваться не только физически, но и духовно.
Актуальность хореографического образования
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного
и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню,
элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный,
эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно
детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать
и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает
эмоциональность детей, питает воображение.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо
продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения,
заложенные природой, т.к. музыкальноритмическое творчество может успешно развиться
только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а
правильнаяорганизация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить
свои творческие способности.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью,
возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая
возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в
игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В
музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в
движении разнообразные чувства. Система упражнений выстроена от простого к сложному,
с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного
движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному
выполнению требований Программы.

3

Предлагаемая Программа ориентируема на работу с детьми, независимо от наличия у них
специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие
начальных навыков в искусстве танца.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ — формировать у детей творческие способности через развитие
музыкально-ритмических и танцевальных движений., развитие личности ребёнка.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Образовательные:
-овладение знаниями о разных стилях танца.
- расширение музыкального кругозора, пополнение словарно-понятийного багажа.
- умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический
рисунок;
- умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными
фразами.
Развивающие:
- развитие координации, гибкости, пластичности, координации, выразительности и
точности движений;
- умение ритмично двигаться в соответствии с различнымхарактером музыки, динамикой;
- укрепление опорно-двигательного аппарата, укрепление здоровья.
-совершенствование психомоторных способностей детей.
-активизация и развитие творческих и созидательных способностей детей.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания положительного
эмоционального настроя;
- психологическое раскрепощение ребенка;
- воспитание умения работать в паре, коллективе, вести себя в обществе.
-воспитание в детях силы воли , трудолюбия, дисциплины.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками
возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
ПРИНЦИПЫ:


индивидуализации (определение посильных заданий с учётом



возможностей ребёнка);



систематичности (непрерывность и регулярность занятий);



наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
4



повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных

навыков);


сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста
является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей
дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы
пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.
Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В
процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои
представления о мире.

Приемы обучения танцам
При обучении хореографии используются традиционные методы: наглядный,
словесный и практический. Выделим то общее, что характерно для их применения во
всех возрастных группах.
В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и
наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться
показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько
эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, педагог
должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке
следует позаботиться о художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно
заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных
персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или
различные хороводные построения. В этом случае музыкальный аккомпанемент на
фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую
музыкальный руководитель в паре с воспитателем показывает движение. Иногда педагог
обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но

5

порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит
объяснение.
Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к
ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить
осанку и т. д. Этот прием характерен для раннего и младшего дошкольного
Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности,
объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в
процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и
практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных
приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образносюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе);
к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах; оценка становится более
обоснованной в средней и старшей группах и т. д.
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного
музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в
подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний,
манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.
Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить
внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях.
Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо
облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично
соревновательный методы.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при
реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь,
развивающую направленность программы.
Данная комплексность основывается на следующих принципах:
- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение
простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);
- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации
ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не

6

только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших
комбинациях танцевальных движений;
- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам
выступления, умению понимать друг друга в процессеисполнения танца;
- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при
постановке танцев и подготовке публичного выступления.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с
усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний. Один и тот
же учебный материал для различного возраста обучаемых и на разных годах обучения
может использоваться в различных пропорциях.
1 год обучения: 5-6 лет
2 год обучения: 6-7 лет
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для обучения детей 5 – 7 лет и рассчитана на 2 учебных года.
Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики, русского и
бального современного и эстрадного танцев.
Долгосрочность освоения программы определяется:
- постепенным характером формирования физического аппарата ребенка для освоения и в
связи с этим постепенное усложнение образовательной программы;
- процессами психического развития ребенка;
- большим объемом материала, многопредметностью;
- групповым характером освоения программы и предъявления образовательного
результата.
Занятия проводятся: два раза в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий -45
мин.

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа: Начальный
этап — обучению упражнению (отдельному движению);
7

Этап углубленного разучивания упражнения;
Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Для решения двигательных задач на занятиях используются такие методы:
а) повторный
б) целостно-расчлененный
в) соревновательный (конкурсный)
Обучение танцевальным движениям происходит поэтапно:
1 этап – начальное разучивание.
На этом этапе формируются двигательные представления о действии в каждой опорной
точке и выполнении движения в целом.
2 этап – детализированное обучение.
Формируется полная развернутая основа движения, уточняются действия по частям.
Движения отрабатываются с помощью многократных повторов элементов и движения в
целом.
3 этап – закрепление и дальнейшее совершенствование. Разученные танцевальные
движения объединяются в этюд, танец, сцену. Воспитанники проявляя творчество
самостоятельно придумывают композиции из разученных элементов. Применяют их в
играх.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об
упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует
упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение, подражая
педагогу.
Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для
формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок
получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое
значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

8

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами,
головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может
закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например,
разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального
характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего
формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно
разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например:
изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения
вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления
ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз,
закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и
совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к
уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения,
усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения.
Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На
этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении
движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует
развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного
навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у
детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня,
выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и
формировать у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда,
когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными
упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и
подготовленности детей.
9

В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства,
осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.
Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей.
Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный
материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:
- соответствие возрасту;
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
- моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах
народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.
Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и навыков
не являлось самоцелью, а развивало музыкальнотанцевальные и общие способности,
творчество, формировало основы духовной культуры детей.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- контрольные занятия;
- итоговое занятие;
- открытые занятия для родителей;
- отчетный концерт по итогам года.

10

1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Обучая дошкольников по данной программе, к концу года мы добиваемся следующих
результатов:
Первый год обучения (старшая группа). Дети владеют навыками по различным видам
передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в
общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального
произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют
основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют
исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку.
Второй год обучения (подготовительная к школе группа). Могут хорошо
ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять
специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами
хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические,
народные, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по
креативной гимнастике этого года обучения. Главный ожидаемый результат: овладение
детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия
хореографией после освоения программы.

11

1.3.Система оценки достижения планируемых
результатов освоения дополнительной программы
Согласно пункту 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «…при реализации Программы
может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Главная цель педагогической диагностики – выявление уровня физического,
музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики
развития, эфективности педагогического воздействия). Это не столько изучение детей,
сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их
использования в конкретной дошкольной организации.
Метод диагностики – наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях
выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об
индивидуальных особенностях детей, на основании которой могут быть разработаны
рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики могут быть использованы
исключительно для решения следующих образовательных задач: во-первых,
индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
во-вторых, оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится в возрастных группах с 5 до 7 лет 2 раза в год: в
начале года и в конце.
Диагностика хореографических способностей детей дошкольного возраста
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление
статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование
дальнейшего развития событий.
При проведении диагностических мероприятий в хореографическом коллективе чаще
всего и наиболее успешно используется метод тестирования.
Тесты разделяются на два вида – индивидуальные и групповые, которые позволяют
диагностировать динамику какого-либо процесса как у одного тестируемого, так и у
группы в целом, что даёт более развернутую картинку исследуемой проблемы.
12

Следует отметить, что специфика тестирования в условиях хореографического
коллектива несколько отличается от общепринятой, здесь применяются тест – игра, тест –
движение, тест – импровизация.
1. Развитие ритмического восприятия (элементы игровой технологии, индивидуальный
тест):
- игра «Ритмическое эхо» – воспроизведение ритмического рисунка хлопками в различных
комбинациях (хлопки могут выполняться справа, слева, перед собой, внизу, вверху над
головой);
- игра «Повтори ритм» – воспроизведение ритмического рисунка хлопками и притопами в
различных комбинациях.
Оценивается правильность и чёткость исполнения:
низкий – ребёнок не может воспроизвести ритмический рисунок;
ниже среднего – неверно воспроизводит ритмический рисунок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
выше среднего – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок с небольшими ошибками,
которые сам исправляет;
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок.
2. Гибкость (индивидуальный тест):
- «Бутербродик» – складка: И.П. – сидя на полу, вытянуть ноги вперёд, руками скользить по
ногам, будто намазывая масло на хлеб, полностью прижаться к ногам, удержать 3 счёта;
- «Улитка» – наклон назад: стоя на коленях, сделать максимальный наклон назад, стараясь
руками достать пол;
- «Бабочка»: сидя на полу, разведение согнутых в коленях ног до пола;
- кувырок вперёд;
- «Кольцо»: лёжа на полу, согнуть ноги и коснуться стопами головы;
- «Берёзка» – стойка на лопатках.
3. Выразительное исполнение танцевальных движений (групповой тест):
- игра «Повтори за мной» – дети повторяют за педагогом танцевальные движения:
пружинка, приставной шаг с хлопками, подскоки с продвижением, боковой галоп, батман
тандю, деми плие, гран плие, разнообразные комбинации шагов и т.д.
- метод «Логоритмика» (по теме «Развитие координации движений»): дети должны
выполнить комплекс движений (проученный ранее) с одновременным проговариванием
слов (элемент логоритмики). Оценивается соответствие ритма движений ритму стихов (в
усложнённом варианте следует добавить музыкальное сопровождение)

13

Слова

Движения

Раз, два

два хлопка перед собой

Острова.

открыть руки в стороны (2-я позиция)

Три, четыре

два хлопка по бокам

Мы приплыли.

выполнить круговые движения от себя

Пять, шесть

два хлопка по коленям

Сходим здесь

3 притопа на месте

Семь, восемь

два хлопка над головой

Сколько сосен?

3-я позиция рук

Девять, десять

хлопок справа, слева с поворотом головы

Мы в пути…

«релеве» с руками

Досчитай до десяти!

шаги в повороте с хлопками над головой

4. Развитие танцевально-игрового творчества (групповой тест):
- игра «Угадай мелодию и потанцуй»: проигрывается несколько мелодий разных
музыкальных жанров (марш, полька, вальс, плясовая, хоровод). Дети должны ответить,
какая мелодия прозвучала и выполнить танцевальные движения, соответствующие этому
жанру музыки;
- тест на выявление артистических данных: под специально подобранный музыкальный
материал, применяя в качестве основных выразительных средств только пантомиму и
мимику, изобразить любой из заданных персонажей или ситуаций (например, грустный
медведь, кошка, охотящаяся на птичку, ловля кузнечика, хитрая лисичка, злой волк,
веселый зайка, полёт ласточки);
- методика «Свободное движение»: передача в движении характера незнакомого
музыкального произведения. Оценивается подбор танцевальных движений, отзывчивость
на музыку, эмоциональность и выразительность. 4.1 4.1Уровень творческого развития
(индивидуальный тест):
- тест на выявление эмоциональности – предложить ребёнку рассмотреть изображение и
повторить эмоциональное состояние.
4.1Радость Недовольство Злость Грусть Усталость Спокойствие
- игра «Угадай кто я» – каждый тестируемый в индивидуальном порядке показывает
задуманное им животное (птицу) с определённым эмоциональным состоянием, остальные
должны угадать кто это и какое у него настроение. - игра «Расскажи без слов» (тест на
воображение) – предложить ребёнку «рассказать» стихотворение «Идёт бычок качается»
(или любое другое) без слов. Уточнить у него, требуется ли время для подготовки. 14

интерактивная дидактическая игра «Словарь настроений»:

https://wordwall.net/play/4286/052/602
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика:
*первичная (на первом занятии)
*итоговая (май).
Результаты работы будут отслеживаться в процессе праздников, а также в
самостоятельной деятельности, выступлений методом наблюдения.

Подведение

итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме
концерта.

Общие критерии оценивания результатов
*Владение знаниями по программе.
*Активность. (Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах)
*Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
*Уровень воспитанности и культуры учащихся.
*Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Критерии замера прогнозируемых результатов
*Педагогическое наблюдение
*Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
*Проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
*Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
*Концертная деятельность.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
*Педагогические наблюдения.
*Открытые занятия с последующим обсуждением.
*Итоговые занятия.
*Концертные выступления.
*Конкурсы, фестивали, смотры.

15

II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности 1-го года обучения
Первый год обучения (5-6 лет)
В возрасте 5-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность,
попытки собственной интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное
восприятие.
Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации,
ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.
Приоритетные задачи:
- умение оперировать музыкальными представлениями;
- продолжать формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику;
- учить отражать в танцевальных импровизациях изменения в музыкальном образе;
- вводить элементы балетного и современного массового танца.
Вводное занятие
1. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения занятия
(поклон).
2. Познакомить с требованиями к внешнему виду.
3. Разговор о технике безопасности на занятиях.
4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.
ТЕМА «Волшебное знакомство с танцем»
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами танцев: народными, классическими,
современными, бальными.
2. Рассказать о танцах народов различных стран и познакомить с их характерными
особенностями.
3. Рассказать о пользе танца для здоровья детей.
4. Беседа о любимых танцах.
ТЕМА «Ее Величество Музыка»
Задачи:
1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее.
2. Расширить представления о танцевальной музыке
16

3. Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики к музыкальным
образам.
4. Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Содержание:
1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, ритмический
рисунок, регистр, строение).
2. Такт, размер 2/4, 4/4.
3. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом, движением,
предметом).
- творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 4/4. Дети начинают делать
движение по очереди на каждый следующий такт;
- выделять сильную долю, слышать слабую долю;
- игра: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка»
- прохлопывать заданный ритмический рисунок.
4. Музыкальный жанр
- полька, марш, вальс (устно определить жанр)
- игра: «Марш – полька – вальс
5. Слушать музыкуcapella, уметь двигаться под нее.
ТЕМА «Игровой стретчинг»
Задачи:
1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.
2. Развивать природные данные детей.
3. Укреплять физическое и психическое здоровье.
4. Расширять музыкальный кругозор.
5. Пополнять словарный запас терминами, принятыми в танцевальном искусстве.
Содержание:
1. Упражнения на полу: постановка корпуса; работа на стопы; растяжка; работа над
укреплением брюшного пресса, мышц шеи.
2. Работа над ритмом и координацией (марш, прыжки, хлопки, шаги+хлопки).
3. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад:
«Свечка», «Лодка», «Кошка», «Рыбка».
4. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед:
«Улитка», «Ванька-встанька», «Коробочка»

17

5.Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в
стороны: «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики».
6.Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак», «Павлин», «Бег»,
«Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан».
7.Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», Медвежонок»;
тянем носочки вперед в положении сидя;. поочередно сгибаем и выпрямляем ноги,
упражнение «Утюжок».
8.Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет», «Дощечка»,
«Пловцы».
9.Упражнения для тренировки равновесия: «Цапля», «Журавель»
10. Растяжки «лягушка» в положении сидя и лежа.
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
Содержание:
1. Движение по линии танца.
2. Рисунок танца «Круг»:


замкнутый круг;



раскрытый круг (полукруг);



круг в круге;



сплетенный круг (корзиночка);



лицом в круг, лицом из круга;



круг парами,



круг противоходом.

Научить перестраиваться из одного вида в другой.
1.

Рисунок танца «Колонна», «Линия»:



перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план);



перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).

2.

Понятие «Диагональ»:



перестроение из круга в диагональ;



перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельноуказав ведущих).

3.

Рисунок танца «Спираль».
18



Игра «Клубок ниток».

4.

Рисунок танца «Змейка»:



горизонтальная.



Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).

ТЕМА «Бальный танец»
Задачи:
1. Познакомить детей с историей бального танца.
2. Научить основам танца «Полька».
3. Разучить основные элементы танца «Вальс».
Содержание:
1. Введение в предмет
2. Изучение основ танца «Полька»:


подскоки, галоп;



комбинирование изученных элементов;



положения в паре:



«лодочка»,



руки «крест- накрест»,



мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи. 3.

Изучение основ танца «Вальс»:


основные элементы:



«качели»,



«вальсовая дорожка»,



«перемена»;



вalance (покачивание в разные стороны)



работа в паре:



положение рук в паре,



вращение «звездочка»;



простые танцевальные комбинации.

ТЕМА «Танцевальное ассорти» (репетиционно-постановочная работа) Задачи:
1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
2. Подготовить к показательным выступлениям.
3. Учить выражать через движения заданный образ.
Содержание:
19

Хороводные танцы: «Россия-матушка», «Красный сарафан»
Сюжетные танцы: «Ходики», «Аквариум», «Лягушки и цапля»
Детские танцы «Барбарики», Танец гномиков, «Раз, ладошка», «Зажигай!», «Танец с
лентами», «Вальс знакомств», «Весенняя фантазия».
Танцы народов других стран: , «Русские узоры», «Казачата»,» Татарский танец» « Полька»
«Кадетский марш»
Образные танцы «Пингвины», «Снеговики», «Бабочки», «Моряки»

2.2. Содержание образовательной деятельности 2-го года обучения
Второй год обучения (6-7 лет)
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений,
которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает
способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из
области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми
более сложный репертуар, в основе которого не только народная современная и
танцевальная музыка, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи:
- развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений
умение импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и
самооценки.
Второй год обучения (6-7 лет)
ТЕМА «Волшебное знакомство» (Введение в предмет)
Задачи:
1. Познакомить детей с историей рождения танца, жанрами танцевального искусства.
2.Рассказать о пользе занятий танцами.
3. Познакомить детей с разновидностями бальных танцев.
4. Беседа о стилях и направлениях.
ТЕМА «Ее величество Музыка»
Задачи:
1. Закрепить знания, навыки, полученные ранее.
2. Уметь анализировать музыкальное произведение, двигаться в соответствии с музыкой.
20

Содержание:
1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, ритмический
рисунок, регистр, строение).
2. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом, движением,
предметом).
3. Такт, затакт, размер 2/4, 3/4, 4/4.
- уметь выделять сильную долю;
- уметь начинать движение с затакта;
- творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4. Дети начинают
делать движение по очереди на каждый следующий такт;
- игра: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка»
4. Музыкальный жанр
- полька, марш, вальс, полонез, галоп (устно определить жанр)
- игра: «Марш – полька – вальс»
5. Слушать музыкуcapella, уметь двигаться под нее.
ТЕМА «Игровой стретчинг»
Задачи:
1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.
2. Развивать природные данные детей.
3. Укреплять физическое и психическое здоровье.
4. Расширять музыкальный кругозор.
5. Пополнять словарный запас терминами, принятыми в танцевальном искусстве.
Содержание:
1. Упражнения на полу:
- постановка корпуса;
- работа на стопы;
- растяжка;
- работа над укреплением брюшного пресса.
2. Работа над ритмом и координацией (марш, прыжки, хлопки, шаги+хлопки).
3. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад:
«Кобра», «Колечко», «Свечка», «Мостик», «Лодка», «Кошка», «Рыбка».
4. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед:
«Носорог», «Ежик», «Чайка», «Слон», «Улитка», «Ванька-встанька», «Коробочка»
5. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в
стороны: «Муравей», «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики».
21

6. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак», «Павлин», «Бег»,
«Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан».
7. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», Медвежонок»;
тянем носочки вперед в положении сидя;. Поочереди сгибаем и выпрямляем ноги,
упражнение «Утюжок».
8. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет», «Дощечка»,
«Пловцы».
9. Упражнения для тренировки равновесия: «Орел», «Крыло».
10. Растяжки «лягушка» в положении сидя и лежа, полупагаты.
11. Игровая композиция «Сказка о жадном императоре»
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы. Содержание:
1. Движение по линии танца.
2. Рисунок танца «Круг» (рассказ из истории):


замкнутый круг;



раскрытый круг (полукруг);



круг в круге;



сплетенный круг (корзиночка);



лицом в круг, лицом из круга;



круг парами.



Научить перестраиваться из одного вида в другой.
3.Рисунок танца «Колонна», «Линия»:



перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план);



перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
4. Понятие «Диагональ»:



перестроение из круга в диагональ;



перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно указав ведущих).
5.Рисунок танца «Спираль».



Игра «Клубок ниток».
6.Рисунок танца «Змейка»:



горизонтальная;



вертикальная.
22



Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).
7.Рисунок танца «Воротца»:



Русский танец «Воротца».



Игра – танец «Бесконечный».

ТЕМА «Бальный танец»
Задачи:
1. Познакомить детей с историей бального танца.
2. Научить основам танца «Полька».
3. Разучить основные элементы танца «Вальс».
4. Разучить основные движения танца «Вару-вару»
Содержание:
1. Введение в предмет
2. Изучение основ танца «Полька»:
- подскоки, шаг польки, галоп;
- комбинирование изученных элементов;
- положения в паре:
- «лодочка»,
- руки «крест
- накрест»,
- мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи.
3. Изучение основ танца «Вальс»:
- основные элементы:
- «качели»,
- «квадрат»,
- «ромб»,
-«вальсовая дорожка»,
- «перемена»;
- вalance (покачивание в разные стороны)
- работа в паре:
- положение рук в паре,
- «ромб» в паре,
- вращение «звездочка»;
- простые танцевальные комбинации.
4. Изучение основ танца «Вару-вару»
- выброс ног поочередно в прыжке вперед:;
23

- выброс ног поочередно с прыжке с разные стороны;
- комбинированноые изучение основных элементов;
- рисунок танца:
- положение an face;
- положение «лицом друг к другу»
работа в паре:
- положение рук в паре;
- положение ног в паре;
- вращение в паре «волчок»;
работа над ритмом:
- похлопывание основного ритма танца;
- работа над ритмом в движении.
ТЕМА «Танцевальное ассорти» (репетиционно-постановочная работа) Задачи:
1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
2. Подготовить к показательным выступлениям.
3. Учить выражать через движения заданный образ.
Содержание:
Хороводные танцы: «Аленушки», «Василек», «Родные просторы» Сюжетные танцы: «У
самовара», «Отдых летом», «На птичьем дворе» Детские танцы «Барбарики»,
«Пробуждальный» танец, «Веселые квадраты», «Зажигай!», «Десантники», «Анастасия»,
«Весенняя фантазия».» Гавот» « Кадетский вальс» Русский «хоровод» « Калинка» «
Кадетский марш» Танцы народов мира: , «Русский перепляс», « Удмуртский танец»,
«Казачата», «Ковбои», Образные танцы «Пингвины», «Снеговики», «Гномики», «Бабочки».
Способы проверки достижения
требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.
1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей – сентябрь.
2. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей – май.

24

III. Организационный раздел
3.1. Учебный план дополнительного образования

Первый год обучения 5-6 лет
№

Тема

Теория

Практика

п/п

Всего
занятий

1

Вводное

1

-

1

2

Волшебное знакомство с

1

-

1

1

8

9

танцем
3

Ее Величество Музыка

4

Игровой стретчинг

3

3

7

Рисунок танца

20

20

9

Бальный танец

1

25

26

10

Танцевальное ассорти

-

12

12

4

68

72

(репетиционно-постановочная
работа)
ИТОГО:

неделя

1час 30 мин

месяц

6 часов

Учебный год

54 часа

Второй год обучения 6-7 лет
№

Тема

Теория

Практика

п/п

Всего
занятий

1

Вводное

1

-

1

2

Волшебное знакомство с танцем

1

-

1

25

3

Ее Величество Музыка

4

1

8

9

Игровой стретчинг

3

3

7

Рисунок танца

20

20

9

Бальный танец

1

25

26

10

Танцевальное ассорти

-

12

12

4

68

72

(репетиционно-постановочная
работа)
ИТОГО:

неделя

1час 30 мин

месяц

6 часов

Учебный год

54 часа

3.2 Календарный учебный план график
Дополнительное образование
Танцевальная мозаика

1 группа

2 группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Вторник

17.25-18.10

16.30-17.15

Пятница

17.25-18.10

16.30-17.15

26

3.3. Система условий реализации дополнительной
образовательной программы
Последовательная работа по обучению детей танцам расширяет музыкальноритмические представления каждого ребенка, способствует развитию танцевальных
способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка. Обследования детей
проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы
определить степень освоения ребенком дополнительной программы и влияние
непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном
учреждении, на развитие ребенка. Отслеживание развития личностных качеств ребенка
проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения
итогов работы танцевального кружка являются концертные выступления в ДОУ и на
сценических площадках Полетаевского с/п., конкурсы и фестивали на районном и
областном уровне.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Структура занятия.
Занятие по ритмике и танцу состоит из трёх частей: подготовительной, основной и
заключительной.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части
сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и
эмоциональный настрой. В нее входят:


Построение.



Приветствие - поклон под музыку (девочки - реверанс).



Проверка присутствующих, внешний вид, беседа о технике безопасности и поведении).



Гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения, различные виды бега, ходьбы и
прыжков, дыхательные упражнения).



Классический экзерсис.
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все
тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки.
Экзерсис - это комплекс тренировочных упражнений, способствующих развитию мышц,
связок, воспитанию координации движений , а так же выработки выворотности и
устойчивости.



Музыкально-ритмические упражнения.
Увлекательные разминки, песни с движениями (картотека), игры на развитие чувства
ритма, например «Поймай ритм».
27

( видео-показ игры)


Танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы, танцевальные элементы.
Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные
задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части
даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят:



Разучивание элементов движений танцев, композиций.



Танцы - ипровизации (свободный танец).



Музыкально-подвижные игры (на ориентировку в пространстве и др.), коммуникативные,
танцы - игры.



Партерная гимнастика.
В основе лежит растяжка мышц всего организма: позвоночных, суставно-связочных, мышц
рук и ног. Партерная гимнастика оказывает серьезную поддержку всему организму в плане
оздоровительного воздействия.
Упражнения на полу: движения исполняются по принципу контраста - напряжениерасслабление (ноги, руки, корпус). Исполняются образные движения: кошка выгибает
спину (сердится), «неваляшка покачивается», «катаемся на велосипеде» (круговые
движения ног, сгибая колени и лежа на спине), «коробочка», «березка», «шпагат
поперечный и продольный»)
Упражнения для стоп, колен, корпуса делаются, сидя на полу; для рук, ног, корпуса - лежа
на полу.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются:



Релаксация (упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки).



Итог, оценка деятельности и самооценка детей.



Поклон, пожелания педагога, прощание.
На занятиях хореографии в детском саду отсутствует оценочная система, контроль
осуществляется в форме конкурсов, показательных выступлений, творческих занятий.
Ребята с большим удовольствием становятся жюри и оценивают и анализируют
выступления своих сверстников, главным организатором и судьёй является конечно
педагог. На каждом занятии используются творческие задания и игры. Например: играконкурс «Танцуй с нами, танцуй лучше нас» в которой дети по группам придумывают
танцевальные движения под заданную музыку и показывают друг другу, а потом обучают
всех своим движениям. Творческие задания подбираются соответственно теме занятий,
способностям ребят и возрастным особенностям.


- личностный подход в обучении.
28



Особенно необходимо соблюдать данное условие на первом и втором году обучения,

когда вырабатывается правильная постановка корпуса, ног, рук, головы. Также при
разучивании нового материала очень важно учитывать индивидуальные особенности и
двигательные возможности каждого ребёнка. При постановке парных танцев учитываются
личные симпатии и предоставляется право выбрать партнёра по желанию. Таким образом
выполняется следующее условие эффективности работы:


- положительный эмоциональный фон занятий.



Психологами установлено, что на 50% повышается усвоение знаний при

положительном фоне занятий. Это достигается с помощью подбора подвижных игр,
творческих музыкальных заданий, доброжелательных взаимоотношений педагога и
воспитанника.


-своевременное устранение ошибок в выполнении двигательного действия.



-специальная подготовка педагога, идеальный показ всех двигательных действий

-соответствующее музыкальное оформление (разнообразие по жанру: классической,
эстрадной, народной, детской музыки; по характеру: весёлой, задорной, спокойной,
грустной, шутливой).


3.4.Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной Программы в ДОУ имеются все необходимые
технические средства обучения:
-Музыкальный центр
Оборудование кабинета:
- помещение
- зеркало на одной из стен сплошной площадью;
-покрытый линолеумом пол;
- шторы.
3.5. Методическое обеспечение программы
-Музыкально-дидактические игры, упражнения используются
-Комплекс дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
- Гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы -Программы,
сценарии концертов.

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный период общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира
ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст
является временем интенсивного развития и всесторонней любознательности.
Изучение детьми хореографии, вводит их в мир волнующих перевоплощений,
радостных переживаний, открывает путь эстетического восприятия и освоения жизни в
рамках, доступных его возрасту. Оказывая активное влияние на развитие эмоциональнообразной сферы мышления, постоянно побуждая к творчеству, давая примеры
нравственного поведения, тренируя волю и тело, хореография может дать детям то, чего не
хватает в современном процессе обучения и воспитания детей - попытаться уравновесить,
гармонизировать, интеллектуальное развитие ребенка с физическим, нравственным,
духовным и эмоциональным.
В процессе исследования мы сделали следующие выводы:
1. Использование хореографии как предмета дополнительного образования в учебном
плане общеобразовательного дошкольного учреждения диктуется острой необходимостью,
обусловленной существующим положением здоровья подрастающего поколения и
стоящими перед детским садом задачами нравственного, физического, художественноэстетического и эмоционального развития личности.
2. Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении
как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности, при условии,
что в содержании будут определены минимальный и оптимальный объем движений
партерной гимнастики, классического, бального танцев, которые смогут усвоить
дошкольники на протяжении 2-х лет обучения.
3. Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких
качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других занятиях:
воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и
нравственное развитие.
В процессе занятий решаются задачи укрепления опорно-мышечного аппарата и
формирования правильной осанки, развития двигательной и музыкально-ритмической
координации. Изучая простейшие двигательные упражнения, комбинации, танцевальные
композиции, дети приобретают навык эмоционального и образного исполнения, знакомятся
с богатством и многообразием хореографического искусства.
4. Эффективность влияния занятий хореографией на разностороннее развитие ребенка
может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и
разработанных в процессе работы.
30

5. Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если
предлагаемый материал не потребует наличия у воспитанников специальных
хореографических способностей.
6. Для реализации активного участия на занятии каждого ребенка, применяются
технологии игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится
перед воспитанниками в форме игровой задачи, а учебный материал используется в
качестве ее средства.
Игра позволяет более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного
занятия и всего учебного процесса. С помощью игры можно снять психологическое
утомление; ее можно использовать для мобилизации физических усилий детей, особенно
это важно на этапе отработки танца, когда процесс многократных повторений кажется
нудным и утомительным.
В процессе игровой деятельности у детей появляется интерес к самому процессу
обучения, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный
переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества, что
способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации воспитанников.
В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на
занятиях.
7. Результативность обучения возможна при соблюдении основных педагогических
принципов систематичности, доступности и последовательности, а также при
использовании традиционных и инновационных технологий во взаимодействии и
взаимодополнении.
8. Успех детей зависит от преподавателя, который должен обладать профессиональными
знаниями и умело применять их в учебно-тренировочной работе. Ошибки, которые
допускает педагог отрицательно, влияют на детей. Педагог, работающий с дошкольниками
должен знать особенности психофизического развития детей этого возраста, должен
представлять перспективы своих занятий.
Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленная организация образовательной
работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных
возможностей в общей системе образования, обладает огромными возможностями для
эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического
развития. Детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет
смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и
нужный процесс развития детей.

31

Список литературы:
1. Барабаш Л.Н. Хореография для самых маленьких. – М., 2002г.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М., 1999 г.
3. Белая К. Триста ответов на вопросы заведующей детским садом. – М., 2004 г.
4. Буренина А. И. . Программа “Ритмическая мозаика”.
5.Ветлугина Н. А.Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение,
6. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.
7. Доронова Т., Карабанова О., Соловьева Е. Игра в дошкольном возрасте. Пособие для
воспитателей детских садов. – М., 2002.
8. Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.Б. Обучение дошкольников современным танцам. – Центр
педагогического образования. Москва, 2012
9. Зарецкая Н.В. Веселая карусель //Игры, танцы, упражнения для детей 2-4 лет. – Москва,
2004г.
10. Зарецкая Н.В., Роот З.Танцы в детском саду. – Киев, 2001г.
11. Зацепина М.Б. Музыкальное развитие детей. – Москва, 2010г.
12. Каплунова И. Новосельцева И. Этот удивительный ритм. – Санкт-Петербург, 2005г.
13. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. –
Москва, 2000г.
14. Михайлова Н., Воронина Д. Танцы, игры. – М., 2006г.
15. Новицкая М., Науменко Г. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – М.,
2005г.
16. Пинаева Е.А. Детские образные танцы. – Пермь, 2006г.
17. Программа воспитания и обучения в детском саду, под ред. М.А. Васильевой. – М.,
2005 г.
18. Слуцкая С.Л.Танцевальная мозаика//Хореография в детском саду. – 2012 г.
19. Танцы для детей. Подготовительная группа./Автор-сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД
«Корифей», 2010
20. Федорова Г. Поиграем, потанцуем. – Санкт-Петербург 2002г.
21. Холл Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам / Джим Холл; пер. с англ.
Т.В. Сидориной. – М.: АСТ: Астрель, 2009 63
22. Хореография для детей academy-of-talents/choreography/ 23. Хореография для детей detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe…s…
24. Хореография для дошкольников service-dept/ibo/teacherday…you…lesgaft/
32

25. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005. с ил.
26. Художественное воспитание школьников средствами хореографического искусства //
Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития. Тезисы
международной научнопрактической конференции (Москва, 25-26 февраль 1999) – М.:
МГУК, 1999. – С.81.
27. Череховская Р.Л. Инновационные технологии в дополнительном художественном
образовании - Москва: Спутник+, 2011.
28. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию
детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
29. Шишова О.А. Художественное воспитание детей в учреждениях дополнительного
образования (на материале школы искусств). Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: 2010.-24с.
30. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.:
Релиз. - 2004. - 340 с.
31. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2. С.
34-37.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».