Программа воспитания МДОУ дс № 10 п. Полетаево

Раздел I. Целевой. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания МДОУ разработана на основе нормативноправовых документов:
1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
2. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до2025 года, утверждена распоряжением Правительства российской Федерации
от29.05.2015г.
3. Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерациинапериоддо2024года».
4. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
6. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного
образования, одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от «01»июля 2021 № 2/21).
7. Календарь
образовательных
событий,
приуроченных
к
государственными национальным праздникам Российской Федерации, памятным
датами событиям российской истории и культуры на 2021-2022учебный год,
утвержденный Министерством просвещения России.
8. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.359020»
(постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РоссийскойФедерацииот27.10.2020 г. № 32) СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
9. Приказ Минобразования Ростовской области от 20 февраля 2021 года
№147 «Об утверждении плана мероприятий по реализации в Ростовской области
в2021-2025годахСтратегии развития воспитания в Российской Федерации
напериоддо2025года»

4

10. Основная образовательная программа МДОУ д/с №10 п. Полетаево
11. Адаптированная основная образовательная программа муниципального
дошкольного образовательного учреждения детского сада
12. Устав Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в
предполагаетпреемственностьпоотношениюкреализацииПримернойпрограммывоспитания,
одобреннойодобренарешениемФедеральногоучебнометодическогообъединенияпообщемуобразованию(протокол№2/21от1июля2021года)иразм
ещенавРеестрепримерныхосновных общеобразовательных программ на портале
https://fgosreestr.ru

руководствуется определением понятия «образовательная программа»,
предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее–Федеральный закон):
«образовательная программа – комплекс основных характеристик образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационнопедагогических условий, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических
материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом
случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является компонентом основной образовательной
программы. В связи с этим структура Программы воспитания включает три
раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них
предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи,обществаигосударства,формированиеуобучающихсячувствапатриотизма,

5

гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде».
Программа воспитания МДОУ д/с
№10 п. Полетаево основа на воплощении
национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в МДОУ д/с №10
конституционные и национальные ценности российского общества.

п. Полетаево лежат

Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые корректируют с портретом
выпускника МДОУ д\с
№ 10 п. Полетаево
и с базовыми духовнонравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления
для рабочей программы воспитания.
С учетом особенностей социо- культурной среды, в которой воспитывается
ребенок, в рабочей программе воспитания МДОУ д\с
№ 10 п.
Полетаево отражено взаимодействие участников образовательных отношений
(далее–ОО) со всеми субъектами
образовательных
отношений.
Только при
подобном
подходе
возможно
воспитать
гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к
жизни в высоко технологичном, конкурентном обществе.
Для того, чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое
отражение в основных направлениях воспитательной работы МДОУ д\с № 10 п.
Полетаево.
Ценности
Родины
и
природы лежат в
основе
патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценностьздоровьялежитвосновефизическогоиоздоровительногонаправлениявос
питания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического
направления воспитания.
Реализация Программы основана на взаимодействии с разными
субъектами образовательных отношений и предполагает социальное партнерство
с другими организациями.

6

1.1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы
воспитания
Общая цель воспитания в МДОУ д\с № 10 п. Полетаево – личностное
развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на
основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в
соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами,
принятыми в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (1год
– 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения
целивоспитанияиреализуютсявединствесразвивающимизадачами,определенным
и действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного
образования. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям
воспитательной работы.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания
Методологической
основой
программы
воспитания
являются
антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция
Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в
определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29
декабря2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими
ориентирами
воспитания
также
выступают
следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного
субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовнонравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности
детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение)
развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов
деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами дошкольного
образования, определенными ФГОСДО. Программа воспитания построена на
основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
опирается на следующие принципы:
7

 Принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и
свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой
культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей
и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение;
 принцип общего культурного образования. Воспитание основывается
на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
 принцип следования нравственному примеру. Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность
следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
безопасности безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения;
 принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе МДОУ д\с № 10 п. Полетаево ,
включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики,
совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад образовательной организации
Уклад МДОУ д\с № 10 п. Полетаево – общественный договор участников
образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности,
содержащий традиции региона и МДОУ д\с № 10 п. Полетаево , задающий
культуру поведения сообществ, описывающий
предметно-пространственную
среду, деятельности и социо - культурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикл о жизни в МДОУ д\с № 10 п.
Полетаево.
8

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые
разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками,
родителями, педагогами и другими сотрудниками МДОУ д\с
№ 10 п.
Полетаево).
1.2.2. Воспитывающая среда МДОУ
Воспитывающая среда МДОУ д\с № 10 п. Полетаево – это особая форма
организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи
воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,
духовно-нравственными и социо-культурными ценностями, образцами
практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее
насыщенность и структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) МДОУ
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и
отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое
всеми сотрудниками МДОУ д\с № 10 п. Полетаево. Участники общности
МДОУ д\с № 10 п. Полетаево разделяют те ценности, которые заложены в
основу Программы. Основой эффективности такой общности является
рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 Быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить
проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают
влиться в общество сверстников (организованность, общительность,
отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
9

Профессионально – родительская общность включает сотрудников
МДОУ д\с № 10 п. Полетаево и всех взрослых членов семей воспитанников,
которых связывают
не
только
общие
ценности,
цели
развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача –
объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую
поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного
обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно
выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его
оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг
другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение,
отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий,
ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания
ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и
нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются
ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее
участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей
спецификой в зависимости отрешаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает
способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится
умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается
тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как
он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения,
качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми
и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать
детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей
стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать
сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной
цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия
ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в
отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает
опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и
традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
10

авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания
заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в
разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для
инклюзивного образования воспитанников МДОУ д\с № 10 п. Полетаево.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая
составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду
направлена
на
создание
воспитывающей
среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая
атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие
спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
 педагог всегда выходит на встречу родителям и приветствует
родителей и детей первым;
 улыбка–всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность
за поведение детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то
же время не торопиться с выводами о поведении способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с
детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к
воспитанникам;
 знание возрастных индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.2.4. Социо - культурный контекст
Социо - культурный контекст–это социальная и культурная среда, в
которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое
среда оказывает на идеи и поведение человека.

11

Социо - культурные ценности являются определяющими в структурносодержательной основе Программы воспитания.
Социо - культурный контекст воспитания является вариативной
составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные,
конфессиональные и региональные особенности и направлен на формировании
ресурсов воспитательной программы.
Реализация социо - культурного контекста опирается на построение
социального партнерства образовательной организации.
В МДОУ д\с № 10 п. Полетаево разработаны планы взаимодействия с
социальными партнёрами с учётом доступности и соответствия возрастным
возможностям детей:
В рамках социо - культурного контекста повышается роль родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе
воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в МДОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели
воспитания выступают следующие основные виды деятельности и культурные
практики:
 предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в
которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности,
способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым
ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от
взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через
личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые
устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе
усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы
воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность воспитателя на целена на перспективу развития и становления

12

личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в
виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов
ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности
закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не
получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на
гармоничном развитии человека в будущем.
В МДОУ д\с № 10 п. Полетаево не осуществляется оценка результатов
воспитательной работы в соответствии с ФГОСДО, так как «целевые ориентиры
основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
раннего возраста (от1до3 лет)
Портрет ребёнка раннего возраста (к3-мгодам)
Направление
воспитания
Патриотическое

Ценности

Показатели

Социальное

Родина,
природа
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Знание

Проявляющий привязанность, любовь к
семье, близким, окружающему миру
Способный понять и принять, что такое
«хорошо» и «плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом
сними.
Проявляющий позицию «Ясам!».
Доброжелательный,
проявляющий
сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия
в случае одобрения и чувство огорчения в
случае неодобрения со стороны взрослых.
Способный
к
самостоятельным
(свободным) активным действиям
в
общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и
невербальных средств общения.
Проявляющий интерес к окружающему
миру
13

Физическое
И оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этико эстетическое

Культура и
красота

и активность в поведении деятельности.
Выполняющий
действия
по
самообслуживанию:
моет
руки,
самостоятельно
ест,
ложится
спать
и т.д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической
активности.
Соблюдающий элементарные правила
Безопасности в быту, в ОО, на природе.
Поддерживающий элементарный порядок
В окружающей обстановке.
Стремящийся
помогать
взрослому
в доступных действиях.
Стремящийся к самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре,
в продуктивных видах деятельности.
Эмоционально-отзывчивый к красоте.
Проявляющийинтересижеланиезаниматься
продуктивнымивидамидеятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы
для детей дошкольного возраста (от3до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к8-мигодам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Социальное

Ценности

Показатели

Родина,
природа

Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей стране,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.
Человек, семья, Различающий
основные
проявления
добра и зла, принимающий и уважающий
дружба,
сотрудничество ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и
заботе, к нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства долга:
14

Познавательное

Знания

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этико эстетическое

Культура и
красота

ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий
различия между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий
слушать
и
слышать
собеседника,
способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов
и дел.
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
потребность
в
самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных видах
деятельности
и в самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей российского
общества.
Владеющий
основными
навыками
Личной и общественной гигиены,
стремящийся соблюдать правила
безопасного поведения в быту, социуме (в
том числе в
цифровой среде), природе.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям
труда, результатам их деятельности,
проявляющий
трудолюбие
при
выполнении
поручений
и
в
самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве, стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.
15

Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во
ФГОСДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения
в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо
- культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с
направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не
заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным
областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный
и муниципальный компоненты.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств,
чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине,
своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм),
ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма
как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой
самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные
компоненты:
 Когнитивно - смысловой, связанный сознаниями об истории России,
своего
края,
духовных
и
культурных
традиций
и
достижений
многонационального народа России;
 Эмоционально - ценностный, характеризующийся любовью к Родине –
России, уважением к своему народу, народу России в целом;
16

 Регуляторно - волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных
и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания
ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) Формирование любви к родному краю, родной природе, родному
языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и
чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом,
своим соотечественниками согражданам, представителям всех народов России, к
ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их
этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России,
понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к
природе.
При реализации указанных задач педагоги МДОУ д\с № 10 п. Полетаево
должны сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями
России и своего народа;
 организации коллективных творческих проектов, направленных на
приобщение детей к российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе,
осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной
деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится
действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои
поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного
ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению
невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором
обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детсковзрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у
дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление
17

к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе
как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника
заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому
человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного
образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами
дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и
взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории
России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе
в различных ситуациях.
2) Формирование
навыков,
необходимых
для
полноценного
существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности,
заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения
соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач педагоги МДОУ д\с № 10 п. Полетаево
должны сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 Организовывать сюжетно – ролевые игры (в семью, в команду и т.п.),
игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
 Воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных
видах деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания–
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное
отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) Развитие любознательности, формирование опыта познавательной
инициативы;
18

2) Формирование ценностного отношения к взрослому как источнику
знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет
-источники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения,
сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и
экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных
фильмов, чтения и просмотра книг;
 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую
аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки
здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе
всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде
любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр,
ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
 Обеспечение построения образовательного процесса физического
воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе
здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, и обеспечение
условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий
внешней среды;
 укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных
способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
 формирование элементарных представлений в области физической
культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима
дня;
 воспитание
экологической
культуры,
обучение
безопасности
жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:

19

 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных
народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в МДОУ.
Формирование у дошкольников культурно – гигиенических навыков
является важной частью воспитания культуры здоровья. Педагоги МДОУ д\с
№ 10 п. Полетаево формируют у дошкольников понимание того, что чистота
лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью
человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что
они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в МДОУ.
В формировании культурно – гигиенических навыков режим дня играет
одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с
определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство,
и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно – гигиенические навыки, педагоги МДОУ д\с № 10 п.
Полетаево сосредотачивают свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
 формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и
чистоте тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно – гигиенических навыков
должна вестись в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно
должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он
выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при
этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие
и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в
приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового
воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и
воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств,

20

связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является
следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности
детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование
элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному
дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи).
При реализации данных задач педагоги МДОУ д\с № 10 п. Полетаево
сосредотачивают свое внимание на нескольких направлениях воспитательной
работы:
 Показать детям необходимость постоянного труда в повседневной
жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания
дошкольников;
 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и
старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно
сопряжена
с трудолюбием;
 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы
они почувствовали ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее
настроение,
формировать стремление
к полезной
деятельности;
 связывать развитие трудолюбия сформированием общественных мотиво
в труда, желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико – эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе
имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к
законам человеческого общества. Культура отношений является дело мне
столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре
поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико – эстетического воспитания:
1) Формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) Воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней,
ее влиянии на внутренний мир человека;
3) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
21

4) Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре
родной страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, педагоги МДОУ
д\с № 10 п. Полетаево акцентируют свое внимание на нескольких основных
направлениях воспитательной работы:
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с
их делами, интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся
в
общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности,
умении вести себя в общественных местах;
 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и
отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко,
разборчиво, владеть голосом;
 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение
обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом МДОУ;
умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно
выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее
место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного
отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного
опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление
нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию
предполагают следующее:
 выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности
самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных
представлений, воображения и творчества;
 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое
включение их произведений в жизнь МДОУ;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей
среды и др.;
 формирование
чувства
прекрасного
на
основе
восприятия
художественного слова на русском и родном языке;
 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми
по разным направлениям эстетического воспитания.
22

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
В МДОУ д\с № 10 п. Полетаево образовательный процесс осуществляется
в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим
обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно –
нравственных и социо- культурных ценностей и принятых в обществе правил, и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью
педагогической работы МДОУ д\с № 10 п. Полетаево является формирования
общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра
широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как
эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других
организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетноролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки,
игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами
(дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное
внимание
уделяется
самостоятельной
деятельности
воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей,
запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения,
самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от
имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как
непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные
часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем
воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников,
организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются
в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже
усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в МДОУ д\с № 10 п. Полетаево организуется в
развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных,
социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда
обогащается за счет не только количественного накопления, но и через
улучшение
качественных
параметров:
эстетичности,
гигиеничности,
комфортности,
функциональной
23

надежности
безопасности,
открытости
изменениями
динамичности,
соответствия возрастными половым особенностям детей, проблемной
насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно
ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его
составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и
правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами,
оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе МДОУ д\с № 10 п. Полетаево
является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого
направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного,
санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других
факторов.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части
нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на
формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и
навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей.
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к
детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных
умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении
детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
В МДОУ д\с № 10 п. Полетаево реализуются цели инклюзивного
образования. Детский сад посещают дети с нарушениями речи (ОНР, ФФН) и
дети-инвалиды.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся
важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с
ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов
дошкольного образования.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность,
сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей
в работе ДОО, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе
дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социо- культурным
нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный
процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень
партнерских отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОО и семьи по созданию
условий для развития личности ребенка на основе социо- культурных, духовно24

нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
1.
Повысить компетентность родителей в
вопросах развития
личностных качеств детей дошкольного возраста.
2.
Оказать
психолого-педагогическую поддержку родителям в воспитании
ребенка.
3.
Объединить
усилия
педагогов и
семьи по
воспитанию
дошкольников посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы с родителями:
1.
Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи,
выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует
установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на
ребенка.
2.
Консультации. Это самая распространенная форма психолого - педагогической
поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые
консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются
консультации-презентации с использованием ИК-технологий.
3.
Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог
знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у
родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания
детей.
4.
«Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма
сотрудничества ДОО с родителями. Взаимодействие происходит мессенджер WhatsApp и
через форму обратной связи на официальном сайте ДОО. Такая форма общения позволяет
родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить
проблемы.
5.
Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. В соответствии с годовым
планом (при условии соблюдения требований СанПин) проводятся совместные с
родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников
образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей,
родителей и педагогов, педагогов и детей.
6.
Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения,
воспитания, оздоровления и развития детей.

25

Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
воспитания
Программа воспитания МДОУ д\с № 10 п. Полетаево реализуется через
формирование социо - культурного воспитательного пространства при
соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников
образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и
регулярно воспроизводить наиболее ценные для неё воспитательно-значимые
виды совместной деятельности. Уклад МДОУ д\с № 10 п. Полетаево направлен
на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного
образования на уровень начального общего образования:
1) Обеспечение
личностно-развивающей предметно-пространственной
среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение,
методические материалы и средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материальнотехнические,
психолого-педагогические,
нормативные,
организационнометодические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами
организационного раздела ООПДО.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и
свои собственные, – для всех участников образовательных отношений:
руководителя МДОУ, воспитателей и специалистов, вспомогательного
персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов
социо- культурного окружения МДОУ.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила
жизни и отношений в МДОУ, нормы и традиции, психологический климат
(атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы
взаимодействия
между
детьми
и
педагогами,
педагогами
родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое

26

информационное пространство и нормы общения участников образовательных
отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни МДОУ.
Для реализации Программы воспитания уклад целенаправленно
проектируется командой МДОУ д\с № 10 п. Полетаево и принимается всеми
участниками образовательных отношений.
Процесс проектирования уклада МДОУ д\с № 10 п. Полетаево включает
следующие шаги.
№
Шаг
Оформление
п/п
1
Определить ценностно-смысловое Устав МДОУ, локальные акты,
наполнение жизнедеятельности
правила поведения для детей и
МДОУ.
взрослых, внутренняя символика.
2
Отразить сформулированное
ООПДО и Программа воспитания.
ценностно-смысловое наполнение
во всех форматах
жизнедеятельности МДОУ:
– специфику организации видов
деятельности;
– обустройство развивающей
предметно-пространственной
среды;
– организацию режима дня;
разработку традиций и ритуалов
МДОУ;
– праздники и мероприятия.
3
Обеспечить принятие всеми
Требования к кадровому составу
участниками образовательных
и профессиональной подготовке
отношений уклада МДОУ.
сотрудников.
Взаимодействие МБДОУ с семьями
воспитанников.
Социальное партнерство МБДОУ с
социальным окружением.
Договоры и локальные нормативные
акты.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды.
Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые
ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая
27

характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его
вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-образную среду,
способствующую воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», входе которой
формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка
в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и
взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
 «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности– игровой.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События МДОУ
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в
которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного
опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой,
каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком
совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот
процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу,
он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное
событие
–
это
спроектированная
взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог
продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих
действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и
подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы МДОУ, группы,
ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в МДОУ д\с № 10 п. Полетаево возможно в
следующих формах:
 Разработка и реализация значимых событий в ведущих видах
деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное
конструирование, спортивные игры и др.);
 Проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно- значимых культурных
практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.),профессий,
культурных традиций народов России и Ростовской области;
28

 Создание творческих детско-взрослых проектов.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества.
Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей
группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с
каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Воспитывающая окружающая среда – это особая форма организации
образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Она
включает в себя предметно-пространственную среду и сообщества «взрослыйвзрослый», «взрослый–ребёнок» и «ребёнок-ребёнок». Качество этих
составляющих характеризует уклад МДОУ д\с № 10 п. Полетаево.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством
(помещениями, участком, прилегающими и другими территориями,
предназначенными для реализации Программы и т.п.), материалами,
оборудованием и инвентарем, электронными образовательными ресурсами (в
том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и
воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-пространственная среда в МДОУ д\с № 10 п. Полетаево
отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику МДОУ и
включает:
 Оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.
Предметно-пространственная среда в МДОУ д\с № 10 п. Полетаево
отражает ценности, на которых строится программа воспитания, способствует их
принятию и раскрытию ребёнком и:
 включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
 Отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социо - культурных условий, в которых находится
организация.
 Является экологичной, природосообразной и безопасной.

29



Обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности.
 отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей.
 Обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту
знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину
мира.
 обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей
воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.)
Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.
 обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
 Предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся
среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически
привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для предметно-пространственной среды
педагогический коллектив ориентируется на продукцию отечественных и
территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны
соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Для реализации цели и задач рабочей Программы воспитания штат МДОУ д\с № 10 п.
Полетаево укомплектован квалифицированными кадрами, в т.ч. руководящими,
педагогическими,
учебно-вспомогательными,
административно-хозяйственными
работниками.
Руководящие работники:
 заведующий
Педагогические работники МДОУ:
 Старший воспитатель
 Воспитатели;
 Музыкальный руководитель;
 Инструктор по физической культуре
 Педагог-психолог;
 Учитель-логопед;
 Учебно-вспомогательный персонал:
 Младшие воспитатели

30

Одним
из
главных
условий
качества
воспитания
является
профессионализм воспитателя, так как для развивающей личности ребенка
воспитатель является знаковой фигурой. Воспитатель изо дня в день
взаимодействует с ребенком, помогает ему в социальной адаптации, в
самоопределении, в конструктивном разрешении проблемы, в развитии
положительных личностных качеств и развитии в целом. Деятельность
воспитателя носит гуманистический характер. Необходимо развить в ребенке
нравственное представление о себе и социуме, развить умение выстраивать
взаимоотношения, умение следовать установленному порядку и дисциплине.
При организации инклюзивного образования в группах компенсирующей
направленности в МДОУ д\с № 10 п. Полетаево предусмотрена должность
учителя - логопеда, имеющего соответствующую квалификацию.
Для формирования успешной личности воспитанников необходимо
психолого-педагогическое сопровождение. Для этого в штатном расписании
МДОУ д\с № 10 п. Полетаево введена штатная единица педагога-психолога.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка обеспечивает поддержку в
затруднительной ситуации, защиту в агрессивной обстановке и помощь в
принятии необходимых решений. Суть сопровождения – идти рядом с ребенком
помогая нужным советом при возникновении трудностей, но без контроля и
навязывания своих представлений и убеждений. Главное помочь ребенку
раскрыться и познать себя. Показывать положительные примеры своими
действиями, суждениями и поступками. Главной целью такого сопровождения
является формирование социальных и личностных качеств, способствующих
эффективной реализации ребенка как личности
В целях повышения качества воспитательного процесса в МДОУ д\с № 10
п. Полетаево созданы условия для профессионального развития педагогических
и руководящих кадров, обеспечения повышения квалификации педагогических
работников.
Ответственными за то или иное мероприятие (событие)могут быть как
представители администрации, так и педагоги МДОУ.

31

Разделение функционала, связанного с организацией и реализацией
воспитательного процесса:
Наименование должности Функционал, связанный с организацией и
(в соответствии со
реализацией воспитательного процесса
штатным расписанием
ДОО)
Заведующий детским
- управляет воспитательной деятельностью на
садом
уровне ДОО;
- создает условия, позволяющие педагогическому
составу реализовать воспитательную
деятельность;
-проводит анализ итогов воспитательной
деятельности в ДОО за учебный год;
- планирует воспитательную деятельность в
ДОО на учебный год, включая календарный
план воспитательной работы на учебный год;
– регулирование воспитательной деятельности в
ДОО;
– контроль за исполнением управленческих
решений по воспитательной деятельности в ДОО
(в том числе
осуществляется через мониторинг качества
- организации воспитательной деятельности в
ДОО);
-организация воспитательной деятельности в
ДОО;
- -разработка необходимых для организации
воспитательной деятельности в ДОО
нормативных документов (положений,
инструкций, должностных и функциональных
обязанностей, проектов и программ
воспитательной работы и др.);
- анализ возможностей имеющихся
структур для организации воспитательной
деятельности;

32

Старший
воспитатель

- планирование работы в организации
воспитательной деятельности;
- организация практической работы в ДОО в
соответствии с календарным планом
воспитательной работы;
- проведение мониторинга состояния
воспитательной деятельностив ДОО совместно с
Педагогическим
советом;
- организация повышения квалификации и
профессиональной переподготовки педагогов для
совершенствования их психолого - педагогической
и
управленческой компетентностей
–проведение анализа и контроля воспитательной
деятельности, распространение передового
опыта других образовательных организаций;
- формирование мотивации педагогов к участию в
разработке и реализации разнообразных
образовательных и социально значимых проектов;
- информирование о наличии возможностей
для участия педагогов в воспитательной
деятельности;
- наполнение сайта ДОО
информацией о воспитательной
деятельности;
- организация повышения психологопедагогической квалификации воспитателей;
- организационно-координационная
работа при проведении обще садовых
воспитательных мероприятий;
- участие обучающихся в районных и
городских, конкурсах и т.д.;
- организационно-методическое
сопровождение воспитательной
деятельности педагогических инициатив;
- создание необходимой для
осуществления воспитательной
деятельности инфраструктуры;
- развитие сотрудничества с социальными
партнерами;
33

Педагог-психолог

Воспитатель
Инструктор по
физической культуре

Музыкальный
руководитель
Учитель-логопед

Младший воспитатель

- стимулирование активной
воспитательной деятельности
педагогов;
-оказание психолого-педагогической помощи;
- осуществление социологических
исследований обучающихся;
- организация и проведение различных
видовтвоспитательной работы;
–подготовка предложений по поощрению
обучающихся и педагогов за активное
участие в воспитательном процессе
- обеспечивает занятие обучающихся творчеством,
медиа, физической культурой;
- формирование у обучающихся активной
гражданской позиции, сохранение и
приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей в условиях
современной жизни, сохранение традиций ДОО;
–организация работы по формированию общей
Культуры будущего школьника;
-внедрение здорового образа жизни;
– внедрение в практику воспитательной
деятельности научных достижений, новых
технологий
Образовательного процесса;
–организация участия обучающихся в
мероприятиях, проводимых районными,
городскими и другими
структурами в рамках воспитательной
деятельности;
- совместно с воспитателем обеспечивает
занятие обучающихся творчеством, трудовой
деятельностью;
- участвует в организации работы по
формированию
общей культуры будущего школьника;

МДОУ д\с № 10 п. Полетаево вправе реализовывать Программу воспитания как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации, привлекать
специалистов других организаций (образовательных, социальных и т.д.)
34

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания
Нормативно-методическим
обеспечением
реализации
Программы
воспитания МДОУ д\с № 10 п. Полетаево являются:
 Основная образовательная программа муниципального дошкольного
образовательного учреждения детского сада МДОУ д/с №10
 Адаптированная основная образовательная программа муниципального
дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 п.
Полетаево для детей с нарушениями речи
 Годовой план работы МДОУ д\с № 10 п. Полетаево.
 Календарный учебный график МДОУ д\с № 10 п. Полетаево
 Рабочие программы педагогов МДОУ д\с № 10 п. Полетаево
 Должностные инструкции педагогов, отвечающих за воспитательный
процесс в МДОУ д\с № 10 п. Полетаево
 Правила внутреннего распорядка воспитанников МДОУ д\с

№ 10 п. Полетаево.

35

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями
детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной
системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных
особенностей
(психофизиологических,
социальных,
психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему
оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада МДОУ д\с № 10 п.
Полетаево и основанием для проектирования воспитывающих сред,
деятельностей и событий.
На уровне уклада МДОУ д\с
№ 10 п. Полетаево: инклюзивное
образование – это норма для воспитания, реализующая такие социо - культурные
ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность,
сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться
всеми участниками образовательных отношений в МДОУ.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально
доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает
возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского
сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность
демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастно с тик реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми,
родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в
инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения
и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков,
формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность
каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и
событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и
уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить

36

Переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в
коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в работе с
детьми с ОВЗ в МДОУ д\с № 10 п. Полетаево, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского
развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах
детской деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к
воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в МДОУ д\с № 10 п. Полетаево являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими в целях их успешной адаптации интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и
представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей
с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно – нравственных и социо - культурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества.

3.7. Примерный календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы МДОУ д\с № 10 п. Полетаево
составлен на основе рабочей программы воспитания МДОУ д\с № 10 п.
Полетаево с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий,
проводимых работниками МДОУ д\с № 10 п. Полетаево в 2021/22 году.
Календарный план воспитательной работы разделен на разделы, которые
отражают направления воспитательной работы детского сада в соответствии с
рабочей программой воспитания МДОУ д\с № 10 п. Полетаево.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач
могут быть интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации
воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и
алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в
каждой из форм работы.

38

Основные понятия, используемые в Программе воспитания
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства,
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного
процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной
ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого,
проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима
с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью
образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социо - культурное содержание образования,
объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в
конкретной социо - культурной ситуации, определяет состав становящихся
способностей
и качеств.
Потенциал
образовательной
среды для
решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей
среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми,
имеющая единые ценностно – смысловые основания и конкретные целевые
ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения
людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая,
детская, профессиональная, профессионально-родительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных
результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социо - культурные ценности–основные жизненные смыслы,
определяющие отношение человека к окружающей действительности и
детерминирующие основные модели социального поведения, которыми
руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.
Субъектность–социальный, деятельно-преобразующий способ жизни
человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как
способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации,
продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный
поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях.
39

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции
региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий
предметно-пространственную среду, деятельность и социо – культурный
контекст.

40

Приложение №1
к Рабочей программе воспитания МДОУ д/с №10 п.Полетаево
Календарный план воспитательной работы на 2021 – 2022 учебный год
Календарный план воспитательной работы составлен с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых
работниками в 2021 – 2022 учебном году. Календарный план воспитательной работы отражает направления воспитательной работы детского сада в
соответствии с рабочей программой воспитания МДОУ д/с №10 п.Полетаево.
Мероприятия
Возраст воспитанников
Ориентировочное время
Ответственные
проведения
СЕНТЯБРЬ
«День Знаний»
Все группы
1 сентября
Музыкальные руководители,
воспитатели
День здоровья на открытом воздухе «Веселые
Средние, старшая, подготов. 2 неделя
Инструктор по ФК,
старты»
воспитатели
Тематические досуги в группах «Город, в
Все группы
2-3 неделя
Воспитатели
котором я живу»
Акция «Белый цветок»
Все группы
2-4 неделя
Старший воспитатель
Концерт ко Дню дошкольного работника
Средние, старшая, подготов. 4 неделя
Музыкальные руководители,
воспитатели групп
ОКТЯБРЬ
Организация выставки детских работ на тему
Все группы
1-2 неделя
Воспитатели
«Осень глазами детей»
«День пожилых людей»
Старшие, подготов.
1 неделя
Музыкальные руководители,
воспитатели
Ярмарка «Дары осени»
Все группы
1-2 неделя
Старший воспитатель,
музыкальные руководители,
воспитатели групп
Музыкальный праздник «Осенины»
Все группы
2 неделя
Музыкальные руководители,
воспитатели
Экскурсия «Парковыми тропами»
Старшая, подготов.
3-4 неделя
Воспитатели
Спортивное развлечение «Поиграем вместе»
Средние, старшая, подготов. 4 неделя
Инструктор по ФК,
воспитатели
Акция «Мы добро»
Все группы
1-4 неделя
Старший воспитатель
НОЯБРЬ
Организация выставки детских работ на тему
Средние, старшая, подготов. 1 неделя
Воспитатели
«Моя страна, моя планета»
Фестиваль детских театральных коллективов
Старшие, подготов.
2 неделя
Воспитатели
«Театр и дети»
Тематический досуг «Азбука безопасности»
Все группы
3 неделя
Воспитатели
Неделя народных подвижных игр
Средние, старшая, подготов. 3 неделя
Инструктор по ФК,

Организация выставки детских работ на тему
«Моя милая мама»
Развлечение «День матери»

Все группы

4 неделя

Все группы

4 неделя

Организация выставки детских работ на тему
«Зимушка-зима»
Спортивно-оздоровительное мероприятие
Акция «Новогодняя посылка ветерану»
Детско-родительский конкурс «Мастерская деда
Мороза и Снегурочки»
Новогодние праздники «Здравствуй Новый год»

Рождественский праздник
Смотр-конкурс «Эх, снег, снежок» (снежные
скульптуры)
Спортивный праздник «Ох, ты зимушка-зима»
Тематический досуг «Страна Безопасности»
Конкурс на лучшую поздравительную открытку к
празднику «День защитника Отечества»
Выставка групповых газет «Наши отважные папы и
дедушки!»
Поздравление ветеранов с праздником 23 февраля
Тематические праздники «Наша Армия самая сильная»

Развлечение, выставка рисунков «Широкая масленица»
Музыкальные праздники «С праздником родная, мама
дорогая»
Выставка детских рисунков «8 Марта»
День здоровья

«День смеха»

воспитатели
Воспитатели
Музыкальные руководители,
воспитатели

ДЕКАБРЬ
Все группы

1 неделя

Воспитатели

Все группы

2 неделя

Все группы
Все группы

3-4 неделя
2-3 неделя

Все группы

3-4 неделя

Инструктор по ФК,
воспитатели
Старший воспитатель
Старший воспитатель,
воспитатели
Музыкальные руководители,
воспитатели

ЯНВАРЬ
Старшие, подготов.
Все группы

2 неделя
3 неделя

Музыкальные руководители
Воспитатели

4 неделя

Инструктор по ФК

4 неделя

Воспитатели

2-3 неделя

Старший воспитатель

Все группы

3-4 неделя

Воспитатели

Все группы
Все группы

3-4 неделя
3-4 неделя

Старший воспитатель
Музыкальные руководители,
воспитатели

МАРТ
Все группы

1 неделя

Все группы

1-2 неделя

Все группы
Все группы

2 неделя
4-5 неделя

Музыкальные руководители,
воспитатели, инструктор по
ФК
Музыкальные руководители,
воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, инструктор по
ФК

АПРЕЛЬ
Все группы

1 апреля

Средние, старшая,
подготов.
Все группы
ФЕВРАЛЬ
Все группы

Музыкальные руководители,

Все группы
МАЙ
Все группы

3-4 неделя

воспитатели
Воспитатели
Инструктор по ФК
Музыкальные руководители,
воспитатели
Педагоги ДОУ

2-3 неделя

Воспитатели

Все группы
Средние, старшая,
подготов.

1-2 неделя
1 неделя

Акция «Бессмертный полк»

Все группы

1 неделя

Выпускной бал

Подготовит.

4 неделя

Выставка рисунков «До свидания, детский сад»

Подготовит.

4 неделя

Старший воспитатель
Музыкальные руководители,
воспитатели, инструктор по
ФК
Музыкальные руководители,
воспитатели, инструктор по
ФК
Музыкальные руководители,
воспитатели
Воспитатели

Выставка детских рисунков «Дорога в космос»
Спортивная игра «Зарница»
Праздник «Пасхальные традиции»
Акция «Уютный детский сад»
Выставка детских рисунков «День Победы, как ты был
от нас далек»
Акция «Посылка ветерану к празднику»
Праздник, посвященный дню Победы. Приглашение
ветеранов

Старшие, подготов.
Старшие, подготов.

2 неделя
3-4 неделя
4 неделя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».