ДООП Фантазия

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования,
особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и
запросов родителей (законных представителей) воспитанников.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
При разработке данной программы использовались следующие нормативно правовые документы:
Федеральный уровень
 Федеральный закон «Об образовании в РФ».
 Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении Сан ПиН
2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы в дошкольные организации»
 Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
 Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам-образовательная программа ДО.
Локальные акты
 Устав МДОУ детский сад № 10 п. Полетаево
 Программа развития МДОУ детский сад № 10 п. Полетаево
 Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ детский
сад № 10 п. Полетаево.
Даная Программа художественной направленности разработана для детей 4-7
лет, которые имеют ярко-выраженные музыкальные способности. Программа
предусматривает

дифференцированный

индивидуальных

психофизиологических

подход

к

особенностей

обучению,
детей

учёт

дошкольного

возраста; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
1

Программа разработана на основе программ: «Камертон» Э.П. Костиной,
«Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровской, «Методика обучения
пению детей дошкольного возраста» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной; методике
А.Н. Стрельниковой, Дмитрия Огороднова; педагогической концепции Карла
Орфа
Направленность программы
Программа направленана освоение основ вокального исполнительства,
развитие художественного вкуса, расширение кругозора, познание основ
актерского мастерства. В данных условиях программа - это механизм,
который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы
работы преподавателя по формированию и развитию вокальных умений и
навыков, приемы воспитания вокалистов. Программа не ставит своей целью
профессиональное

изучение

вокала,

а

направлена

на

творчество

обучающегося, на развитие его интереса не только в конечном результате
своей деятельности – участие в концертах, конкурсах, но на процесс поиска
своего «Я», на обретение друзей – единомышленников, на организацию
наполненного досуга дошкольника, а также в ней представлена структура
индивидуального педагогического воздействия на формирование устойчивых
умений и навыков у музыкально одарённых детей дошкольного возраста
Актуальность программы
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в
художественно- эстетическом развитии обучающихся, дошкольный возраст
наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству,
творчеству, музыке. Еще одним фактором актуальности выбора данного
направления является анкетированный опрос родителей о необходимости
введения дополнительных вокальных занятий для детей.

2

Новизна программы
В первую очередь в том, что в ней представлена

структура

индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих
навыков обучающихся
практических

в последовательности, сопровождающих систему

занятий.В

программе

представлены

традиционные

и

современные приёмы обучения, которые позволяют заложить основы для
формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть
цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои
действия.В

образовательном

инновационные

технологии:

процессе
групповой

программы
деятельности,

используются
личностно

-

ориентированные, игровые технологии.
Педагогическая целесообразность программы
Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение
решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение
благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и
непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное
средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью
группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или
ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из
факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной
студии «Страна Детства» - это источник раскрепощения, оптимистического
настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и
гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений 5
певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных
навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания,
артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем
3

пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет
обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цели и задачи:
Цель программы: Развитие певческих способностей через организацию
хорового и индивидуального пения.
Задачи программы:
Обучающие:


формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры
(умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без
напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая
характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к
музыкальному образу, содержанию песни);



учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения

Развивающие:


развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное
певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование
отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;



развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления
через

целостное

и

дифференцированное

восприятие

средств

выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм,
ладовое чувство, тембр;


немузыкальных — выразительные

мимика, жесты, движения, поза

исполнителя). 6
Воспитательные:


поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому
наслаждению при их слушании и исполнении;



побуждать

к

сопереживанию

содержания

отзывчивости;
4

песни,

к

эмоциональной



побуждать

к

песенному

творчеству

и

самовыражению

(песенной

импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева),
импровизации песни, танца, марша).
Организационные и методические особенности программы:
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся: - технология
развивающего обучения; - технология индивидуализации обучения;

-

личностно-ориентированная

и

технология;

-

компетентностного

деятельностного подхода. Программа рассчитана на 1 год обучения детей 4-7
лет. Занятия 2 раза в неделю по 20- 30 минут (в зависимости от возраста).
Всего в году – 72 занятия. Это позволяет педагогу правильно определять
методику занятий, распределить время для теоретической и практической
работы. Состав участников студии не более 10 человек. Наиболее подходящей
формой для реализации данной программы является аудиторное групповое
занятие. В этом возрасте начинают проявляться творческие способности
формирующейся личности ребенка-дошкольника. Условиями отбора детей в
вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом
искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий
возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, по
принципу их одарённости. Предусматривается возможность индивидуальных
певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами,
трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может
использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Программа предусматривает сочетание методики вокального воспитания
детей и комплекса воспитательных мероприятий: вечеров отдыха, встреч с
интересными коллективами, включение дидактических материалов, игр,
пособий, упражнений, репертуара, где учитываются особенности разно
уровневого развития дошкольников (что помогает осуществлять необходимую
коррекцию для позитивного продвижения каждого учащегося), совместную
5

работу педагога, родителей и детей. Занятия могут проходить со всем
коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Рекомендуются к использованию такие формы, как:
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
- Практические занятия, где дети разучивают песни композиторовклассиков, современных композиторов.
- Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
-

Заключительное

занятие,

завершающее

тему

–

занятие-концерт.

Проводится для самих детей, родителей, педагогов и гостей.
- Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов.
Возрастные особенности детей:
В

старшем

дошкольном

возрасте

дети

знакомятся

с

некоторыми

первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые
складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический
слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной
высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время
контролирует правильность звучания. В годы дошкольного детства голосовой
аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание
слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и
созреванием, так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание, ввиду
неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев,
характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе
бережного отношения. Охрана детского голоса предусматривает правильно
поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный
6

подбор музыкального материала — репертуар, соответствующий певческим
возрастным возможностям детей. Правильному выбору репертуара помогает
изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон — это
объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого
высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Следует избегать - форсирование звука. Дети могут петь в диапазоне ре-до2.
Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо
использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков.
Удобными для исполнения являются звуки от{ми) фа-си. В этом диапазоне
звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо
избегать. У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно
высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и
пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного
мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится
целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки,
изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии,
поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно
различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более
устойчивой вокально - слуховая координация. В работе по пению с детьми
этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические
особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем
сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения
краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость
искажает

тембр голоса,

отрицательно влияет и

на

выразительность

исполнения. Надо учить детей петь: не напрягаясь, естественным светлым
звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные
данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7
лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это
7

позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными
музыкальными фразами.
Принципы и подходы к реализации программы:
Программа соответствует следующим принципам:
Принцип

воспитывающего

обучения:

музыкальный

руководитель

одновременно воспитывает у детей любовь к прекрасному, обогащает
духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение,
мышление и речь.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, вокальных
навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и
уровню музыкального развития детей.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале
года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от
усвоенного, к незнакомому.
Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так
называемая звуковая наглядность. Основной прием - это образец исполнения
песни педагогом.
Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной,
волевой

активностью

детей,

с

их

заинтересованностью

песенным

репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей
имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе,
выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять. Для того чтобы
повторение песен не наскучило детям, нужно вносить элементы нового.
Закрепление

песенного

репертуара

должно

быть

воспроизведением.

Этапы реализации образовательной деятельности:
8

сознательным

его

1 этап (начальный - получение необходимых навыков владения голосовым
аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты.
2 этап (основной) - закрепление и совершенствование вокальных навыков;
сольное и ансамблевое пение.
3 этап (заключительный) - овладение в совершенстве исполнительским
мастерством пения.

1.2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

Планируемый результат - Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия
песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному
искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно
передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют.
Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и
скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.
Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая
установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Внятно произносят
слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и
правильно

произносят

окончания

слов.

Могут

петь

без

помощи

руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно
не отставая и не опережая друг друга. Формы подведения итогов реализации
программы, являются педагогические наблюдения, концертные выступления.
Диагностика уровня развития певческих навыков детей. Перед началом
работы проводится первичная диагностика певческих способностей детей.
Цель диагностики – выявление основных свойств певческого голоса, к
которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и
дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными
данными ребенка. Диагностическая методика разработана на основе методик
Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»),
9

К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), О.П.Радыновой (развитие
музыкальнослуховых представлений), М.Л. Лазарева (уровень развития
дыхания),

а

также

рекомендаций

по

развитию

детского

голоса,

предложенных Т.М.Орловой и С.И.Бекиной.
Она заключается в следующем:
1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в
речи – тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого
ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может
побеседовать с ним.
2. Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального
сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение
ребенка аккордами (для определения природного регистра детского голоса).
3. Ребенок поет короткуюпопевку в разных тональностях, двигаясь по
полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего
диапазона

голоса).

Результаты

диагностики

оцениваются

по

соответствующим критериям и заносятся в таблицу. В конце года проводится
повторное

диагностирование,

дающее

дальнейшей работы.

10

возможность

наметить

план

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

1.3.

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б
0

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

н

с

в

0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Способы

диагностики

и

контроля

результатов

Диагностика:
*первичная (на первом занятии)
*промежуточная (декабрь)
*итоговая (май).
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение
ребенком применять знакомые песни в играх, процессе праздников,
развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения,
способом прослушивания.
Подведение

итогов

реализации

дополнительной

программы будут проходить в форме концерта.
Общие критерии оценивания результатов
*Владение знаниями по программе.
*Активность. (Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах)
*Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
*Уровень воспитанности и культуры учащихся.
11

образовательной

*Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Критерии замера прогнозируемых результатов
*Педагогическое наблюдение
*Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
*Проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
*Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
*Концертная деятельность.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
*Педагогические наблюдения.
*Открытые занятия с последующим обсуждением.
*Итоговые занятия.
*Концертные выступления.
*Конкурсы, фестивали, смотры.
Учебно-тематический план:
№
п/п

Тема

1

Вводное

Количество часов
Всего
1

Теоретических
занятий
1

примечание

Практических
занятий

«Музыкальная подготовка»
2

Развитие
музыкального
слуха

4

1

3

3

Развитие
музыкальной
памяти
Развитие чувства
ритма

4

1

3

4

1

3

4

«Вокальная работа»
1
2

3
4
5

Прослушивание
голосов
Певческая
установка.
Дыхание.
Распевание
Дикция
Работа с
ансамблем над
репертуаром
Итого часов

1

1

6

1

5

5
5
6

0
0
1

5
5
5

36

6

30

12

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание образовательной деятельности 1-го года обучения
1)Пение как вид музыкальной деятельности
-

Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-

исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях
(дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация
занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в
партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как
музыкальной

категории

(общий,

частный,

динамический,

тембровый,

дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
-Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с
голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач
вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности,
включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
-

Строение

голосового

голосообразования:

аппарата. Основные

дыхательный

аппарат,

компоненты

гортань

и

голосовые

системы
связки,

артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и
согласных.

Функционирование

гортани,

работа

диафрагмы.

Работа

артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение
голоса.
- Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные
особенности состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского
голоса:

форсированное

пение;

несоблюдение

возрастного

диапазона

и

завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование
приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого
возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания
новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
-

Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное

положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика
13

лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке
навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
-

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка

легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и
носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник»,
«Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
2) Формирование детского голоса
- Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая,
придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра.
Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного
пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
- Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной,
смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования.
Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная
установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение
упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения,
формирующие певческое дыхание.
- Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и
челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и
артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования
звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной
чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.
Правила орфоэпии.
- Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла
Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков.
Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения
сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях
творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
14

-

Комплекс

вокальных

упражнений

для

развития

певческого

голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избегания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на
сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод
аналитического показа с ответным
Унисонные

упражнения.

Пение

подражанием

упражнений

с

услышанному образцу.
сопровождением

и

без

сопровождения музыкального инструмента.
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при
постепенном

выравнивании

гласных

звуков;

свободного

движения

артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения
дыхания.
3) Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен
-

Работа с песней. Освоение песни, её особенностей: слоговой распевности,

своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в
зависимости

от

жанра

песни.

Освоение

средств

исполнительской

выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение без
сопровождения. Пение песен с сопровождением музыкального инструмента.
Исполнение песни сольно и вокальным ансамблем.
-

Работа

с

классического

произведениями
вокального

русских

репертуара

композиторов-классиков. Освоение
для

детей.

Освоение

средств

исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных
типов звуковедения и т.д.
- Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа
над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных
композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью
поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с
15

сопровождением

музыкальных

инструментов.

Пение

в

сочетании

с

пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами
стилизации,

содержащейся

в

некоторых

произведениях

современных

композиторов.
- Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата
и

голосовой

звуковысотного

функции,

развитие

слуха,

способности

интонационного
эмоционального

эмоционального
и

и

звуковысотного

интонирования, освоение элементов музыки.
4) Игровая деятельность, театрализация песни
- Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для
создания образа песни.

5)

Расширение

музыкального

кругозора и

формирование

музыкальной

культуры
-

Прослушивание

аудио-

и

видеозаписей. Индивидуальное

собственное

исполнение. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудиои видеозаписей.Формирование вокального слуха учащихся, их способности
слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество
пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы.
- Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих
впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор
материалов для архива студии.
6) Концертная деятельность. Выступление солистов и группы
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с
характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического
планирования может видоизменяться.

16

2.2. Содержание образовательной деятельности 2-го года обучения
1) Пение как вид музыкальной деятельности
-

Закрепление

навыков

певческой

установки. Специальные

упражнения,

закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя».
Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе
пения.
- Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая
установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с
пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное
сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в
медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
- Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани
и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник»,
«Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
2) Совершенствование вокальных навыков
-

Пение

с

сопровождением

инструмента. Работа

над

и

чистотой

без

сопровождения

интонирования

в

музыкального

произведениях

с

сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано,
баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и
гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные
приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
- Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у
учащихся.Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе
закрепления певческих навыков у учащихся. закрепление певческих навыков у
детей: мягкой атаки звука; звуковедениеlegato и nonlegato при постоянном
выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение
артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения
17

выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой
лица.Работа по усилению резонирования звука при условии исключения
форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием
услышанному образцу. Упражнения второго уровня
-Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных
звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в
пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата
с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных
органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
- Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла
Орфа).
- Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить
детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью,
мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии,
доставление радости и удовольствия.
- Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие
дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука
на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые
и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
3) Работа над певческим репертуаром
-

Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения

музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими
навыками в народной песне.

Пение соло и в ансамбле. Работа

над

выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной
песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано,
аккордеон.).
- Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой
интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над
18

выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над
выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их
психологического подтекста.
- Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа
над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных
композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью
поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с
сопровождением

музыкальных

инструментов.

Пение

в

сочетании

с

пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами
стилизации,

содержащейся

в

некоторых

произведениях

современных

композиторов.
-

Работа

над

произведениями

западноевропейских

композиторов-

классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман,
Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков:
песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской
выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и
т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения
музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.
- Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как
осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного
певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале,
соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.
4) Элементы хореографии
Разучивание движений для передачи образа песни.
5) Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса
- Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных
певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и
анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и
19

своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ
сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного
образа профессиональными артистами.
- Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование
основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем
приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих
впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д.
Сбор материалов для архива кружка.
- Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными
программами. Формирование

навыков

общения

со

сверстниками,

занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным
опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
6. Концертная деятельность
Выступление солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами,
поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих
мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может
видоизменяться.

20

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Приемы обучения пению
1.

Показ

с

пояснениями.

Пояснения,

сопровождающие

показ

музыкального руководителя. Если песня исполняется не в первый раз,
объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных
упражнений делают музыкальные занятия интересным, повышают
активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют
знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от
возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не поможет
ребенку осознать и исправить свои ошибки. Надо поощрять детей,
вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Формы и методы по реализации основных задач Программы
• Коллективная работа;
• Индивидуальная работа;
• Беседа;
• Распевание по голосам;
• Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
• Дыхательная звуковая гимнастика;
• Артикуляционные упражнения;
• Музыкально-дидактические игры и упражнения;
• Концертные выступления;
• Участие в творческих конкурсах.
Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.

21

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой
функции в органичном единстве с формированием ладового и
метроритмического чувства включает решению следующих задач:
•Певческая установка
общие правила пения включают в себя понятие «певческая
установка», которое обозначает положение, которое должен принять
певец перед началом пения: при этом корпус должен быть прямым,
плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно
держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших
пределах двигать. Соблюдение этих требований создает приятное
эстетическое впечатление и дает свободу мимике и жесту. Правильная
певческая

установка

активизирует

дыхательную

мускулатуру,

снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает
певческий процесс. Петь можно сидя или стоя. На репетициях дети,
как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание
происходит при пении стоя.
• Дыхание.
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.
Певческий

вдох формируется

естественно,

непринуждённо.

С

помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать
вдох через нос. Это способ не только физиологически верно
организует певческое дыхание, но способствует общему правильному
развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует
использование при голосообразовании головного резонатора, а это
служит показателем правильной работы гортани, что способствует
раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении
упражнений

даёт

ребёнку

возможность

приисполнении

песен

пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох
становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому
же

привычка

делать
22

вдох

через

нос

имеет

здоровьеоберегающуюфункцию

(общегигиеническое

значение,

предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется
только при вдохе через нос). Работой над экономным и более или
менее

продолжительным

выдохом

достигается

протяжённость

дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей
делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать,
что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком
глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что
вредно отражается на красоте звука.
• Артикуляционная работа.
Правильное

формирование

гласных

звуков.

От

правильного

формирования гласных зависит умение петь связно, красивым,
округлённым и ровным звуком. В работе над гласными следует: а)
добиваться

округлённости

звука,

его

высокой

позиции;

б)

использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое
нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока; в)
для

достижения

использование

остроты

йотированных

и

звонкости
гласных

и

звучания
слогов

применять
с

наличием

полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий; г)
тщательно следить не только за формой, но и за активностью
артикуляционного аппарата. Важная задача - научить детей связному
и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то
есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения
согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого
нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно
без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних
зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при
активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка.
Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука
23

(мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с
согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».
• Выработка подвижности голоса.
Подвижность

или

гибкость

голоса

-

искусство

исполнения

произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа
(ускорением

или

замедлением),

усилением

или

ослаблением

звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность:
прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить
детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
• Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения.
Для определения ширины диапазона следуетвыявить примарные
звуки, которые дети поют правильно в 15 интонационном отношении
и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения
полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского
голоса -он не должен быть форсированным, крикливым, следует
избегать такого пения.
• Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических
упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в
песенном

репертуаре.

исследовано

педагогом

Соответственно

Каждое
на

предмет

преодолению

специальныеконкретные

произведение

таких

упражнения,

должно

выявления

быть

трудностей.

трудностей

подбираются

также

используются

музыкальные шумовые инструменты.
• Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать
детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения,
распределить

кульминационные
24

зоны.

Художественный

образ,

заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские
задачи, решаемые с помощью педагога.
• Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного
материала следует заранее подобрать в процессе разучивания
удобную тональность. Хорошей помощью является пение без
сопровождения.

Применяется

упрощённый

аккомпанемент

с

обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для
создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется
тихое пение.
• Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу,
соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать
слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается
путём одновременного начала и окончания пения.
• Формирование сценической культуры.
Согласно певческим и возрастным возможностям детей подбирается
репертуар. Необходимо учить детей пользоваться микрофонами,
правильно вести себя на сцене.
Таким

образом,

развитие

вокально-хоровых навыков сочетает

вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной
выразительности и созданию сценического образа.

25

3.2. Календарный учебный план график
Октябрь

Содержание работы

1. Коммуникативная играприветствие.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

3.Интонационно-фонетические
упражнения.

4.Скороговорки.
Чистоговорки.

5.Упражнения для распевания.

Задачи

Музыкальный
материал

Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.

«Приветствие»,.

Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.

«Паровоз» короткий вдох,
долгий выдох;

«Здравствуйте»,
Картушина.

«Машина» вибрация губ.

Упражнять в точном интонировании трезвучий,
удерживать интонации на повторяющихся звуках.
Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить
за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей четко проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с
разной интонацией (удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и показывать действия). Петь на
одном звуке. (Далее задачи те же).
Упражнять детей в чистом интонировании
поступенного и скачкообразного движения мелодии
вверх и вниз.

«Самолет» - на
звук «У»
(протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и
понижая голос).
Пропевание
гласных «А-О-УИ-Э» в разной
последовательнос
ти.

«Говорил
попугай
попугаю»,
«Тигры»,

6. Песни.

1.Учить детей петь естественным голосом, без
напряжения, правильно брать дыхание между
музыкальными фразами и перед началом пения;

«Вез корабль
карамель»,
«Кит-рыба».

2.Учить детей исполнять песни легким звуком в
подвижном темпе и напевно в умеренном;

«Котенок и
бабочка»,

3.Петь естественным звуком, выразительно,
выполнять логические ударения в музыкальных
фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в
словах.

«Птичка и Лиса»,

26

«Машенька и
Медведь»,
А. Евтодьевой.

4.Учить детей исполнять песни а капелла.
«Родная
песенка», музыка
Ю. Чичкова,
слова П.
Синявского,
«Вишенкисережки», С.
Преображенская,
«Осень
долгожданная»,
слова и музыка
Я. Жабко,
«Подарил
колечко», М.
Новик,
«Моя Россия»,
слова Н.
Соловьёвой,
музыка Г.
Струве,
«Мы маленькие
куколки»,
Н.Литвиненко,
«Наша Россия
прекрасна!»,
музыка и слова З.
Роот,
«Если добрый
ты», музыка Б.
Савельева, слова
М. Пляцковского.

27

Ноябрь

Содержание работы

1. Игра-приветствие.

Задачи

Психологическая настройка на занятие.

Музыкальный
материал
Упражнения:
«В гости»,
«Здравствуйте»,
М. Картушина.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным,
звуковым играм, пению. Способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий,
удерживать интонации на повторяющихся звуках.
3.Интонационно-фонетические Выравнивание гласных и согласных звуков.
Формировать звучание голоса ближе к фальцетному.
упражнения.
Следить за правильной певческой артикуляцией.

4.Скороговорки.
Чистоговорки.
5.Упражнения для
распевания.

«Обезьянки».
«Весёлый
язычок».
Пропевание
гласных «А-О-УИ-Э» в разной
последовательнос
ти.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с
разной интонацией (удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и показывать действия). Петь на
одном звуке. (Далее задачи те же).
Расширять диапазон детского голоса. Учить точно
попадать на первый звук. Слышать и передавать
поступенное и скачкообразное движение мелодии.
Самостоятельно попадать в тонику.
1. Продолжать учить детей петь естественным
голосом, без напряжения, правильно брать дыхание
между музыкальными фразами и перед началом
пения;

6. Пение.

Упражнения:

Няня мылом мыла
Милу…»
«Сорок сорок ели
сырок…»
Знакомый
материал.
«Фокус-покус»,
«Чудо-лесенка»,

2. Петь выразительно, передавая динамику не только
куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

«Храбрый
портняжка» А.
Евтодьевой

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический
рисунок, делать логические (смысловые) ударения в

«Наша-бабушка»,
студия Родники,

28

соответствии с текстом песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно,
широко, с музыкальным сопровождением и без него.

«Пестрый
колпачок» Г.
Струве,
«Чудобалалайка», З.
Роот,
«А я игрушек не
замечаю», слова
Т. Графчикова,
музыка
Е.Лучникова,
«Мама», слова и
музыка А.
Петрящевой.

Декабрь

Содержание работы
1. Коммуникативная играприветствие.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Задачи
Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей. Подготовить речевой
аппарат к работе над развитием голоса.

Музыкальный
материал
«Приветствие»,
модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»,
Картушина.
«Лошадка» прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз» Короткий вдох,
долгий выдох;

Учить детей «рисовать» голосом, изображать
3.Интонационно-фонетические звуковой кластер;
упражнения.
Учить детей соотносить своё пение с показом рук,
добиваясь при этом осмысленного, эстетичного,
выразительного и разнообразного музыкального
действия. Использовать карточки для работы руками
по извлечению звука.

«Машина» вибрация губ.

4.Скороговорки, стихи.

Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в
разной

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат; Развивать
образное мышление, мимику, эмоциональную
29

«Самолёт» - на звук
«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и понижая
голос).

отзывчивость. Учить детей использовать различные
эмоциональные выражения: грустно, радостно,
ласково, удивлённо и т.д.

последовательности
«По волнам»,
«Качели»,

5. Упражнения для
распевания.

Закреплять у детей умение чисто интонировать при
поступенном движении мелодии, удерживать
интонацию на одном повторяющемся звуке; точно
интонировать интервалы. Упражнять в точной
передаче ритмического рисунка мелодии хлопками
во время пения.

«По кочкам».
Проговаривание
текста песен,
попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».

6. Пение.

1.Побуждать детей к активной вокальной
деятельности.

Знакомый
репертуар.

2.Учить детей петь в унисон, а капелла.

«Храбрый
портняжка»,

3.Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как
ниточку.
4.Способствовать развитию у детей выразительного
пения, без напряжения, плавно, напевно.
5.Развивать у детей умение петь под фонограмму.
6.Формировать сценическую культуру (культуру
речи и движения).

«Золушка и сестры»
А. Евтодьевой,
«Гроза»,
Знакомый
репертуар.
«Белые снежинки»
слова И. Шефрана,
музыка Г. Гладкова
«Зимняя сказка» сл.
А. Усачева, музыка
А. Пинегина,
«Хоровод
снежинок», слова В.
Волгиной, музыка А.
Филиппенко,
«Сказка не
кончается», музыка
Г. Левкодимова,
слова В. Степанова,
«Снежная сказка»,
музыка и слова
В. Лемит,
«Если снег идет»,
музыка В. Семенов,
слова Л. Дымова.

30

Январь

Содержание работы

1. Коммуникативная играприветствие.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.
3.Интонационнофонопедические упражнения.

4. Скороговорки.
Стихи.

Задачи

Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.

«Приветствие»

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и
звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

«Здравствуйте»
Картушина.

Учит детей ощущать и передавать интонацию в
пении упражнений. Учить детей «рисовать»
голосом, пропевать ультразвук. Учить детей
соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при
этом осмысленного, эстетичного, выразительного и
разнообразного музыкального действия.
Использовать карточки для работы руками по
извлечению звука.

6. Пение

Модель И.
Евдокимовой.

Работа с губами:
(покусать зубами
верхнюю и
нижнюю губу).
Упражнение «Я
обиделся»,
«Я радуюсь».
«Крик ослика» (Й
– а...)

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат. Формировать
слуховое восприятие. Учить детей использовать
различные эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо.
Продолжать работу над развитием голоса детей.

5.Упражнения для
распевания.

Музыкальный
материал

Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого
интервала
1. Продолжать учить детей петь естественным
голосом, без напряжения, правильно брать дыхание
между музыкальными фразами и перед началом
пения;
2. Совершенствовать умение вовремя начинать
пение после музыкального вступления, точно
попадая на первый звук;

«Крик в лесу» (А
– у).
«Крик чайки» (А!
А!).
«Кричит ворона»
(Кар).
«Скулит щенок»
(И-и-и)
«Пищит больной
котёнок» (Мяу
жалобно).
Чтение текста
песен.

4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

Знакомый
репертуар.

5. Закреплять навыки хорового и индивидуального
пения с музыкальным сопровождением и без него.

«Волк и красная
шапочка»,

6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

«По щучьему
веленью», А.

7. Учить детей работать с микрофоном.
31

Евтодьевой.
«Зима», слова и
музыка М.
Сидоровой,
«Кабы не было
зимы», музыка
Е. Крылатова,
слова Ю. Энтина,
«Лучше папы
друга нет»,
музыка
Е. Савельева,
слова М.
Пляцковского,
«В мире много
сказок», музыка
В. Шаинского

Февраль

Содержание работы

1. Коммуникативная играприветствие.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Задачи

Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.

«Приветствие»

Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.

«Здравствуйте»
Картушина.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу
вверх и сверху вниз с показом движения рукой.
Исполнять в среднем и низком регистрах.
Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом
силу звучания. Развивать ритмический слух.

3.Интонационнофонопедические упражнения.

Музыкальный
материал

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с
разной интонацией (удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и показывать действия).
32

Модель И.
Евдокимовой.

Паровоз» Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина» вибрация губ.
«Самолёт» - на
звук «У»
(протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и

понижая голос)
4.Скороговорки.
Чистоговорки.

Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.
Развивать артикуляцию, прикрытый звук.
1. Уточнить умение детей вовремя вступать после
музыкального вступления, точно попадая на первый
звук;
2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.
3.Совершенствовать умение детей петь с
динамическими оттенками, не форсируя звук при
усилении звучания.

5. Упражнения для
распевания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское
мастерство, навыки эмоциональной
выразительности.
5.Учить детей работать с микрофоном.

«Самолёты»,
«Самолёт летит»
М. Картушиной.
«Мороз» (по
методу
Емельянова)
«Вёз корабль
камень»,
«Ди-ги, ди-ги
дай»
«Петя шёл»
«Думал – думал»
«Три медведя» А.
Евтодьевой,
Знакомые
распевки.

6. Песни.

«Песенка о
капитане»,
музыка
И. Дунаевский,
слова В. ЛебедевКумач,
«Про папу», слова
М. Танича,
музыка В.
Шаинского,
«Солдатушкибравы
ребятушки»,
русская народная
солдатская песня,
«Где березоньки
мои шумят»,
слова и музыка
Арины
Чугайкиной.
«Будущий
солдат», музыка и
слова
Д. Трубачев, В.
33

Трубачева.
«Идет солдат по
городу», музыка
В. Шаинский,
слова М. Танича
«Оранжевая
песенка», музыка
К. Певзнера,
слова А.Арканова
и Г.Горина.

Март

Содержание работы

1. Игра-приветствие.

Задачи

Психологическая настройка на занятие.

Музыкальный
материал
Упражнение:
«В гости».
«Здравствуйте»,
Картушина.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным,
звуковым играм, пению. Способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.

Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».

3.Интонационнофонопедические упражнения.

4.Чистоговорки.

Формировать звучание голоса в разных регистрах,
показывая высоту звука рукой. Следить за
правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с
разной интонацией (удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и показывать действия). Петь на
одном звуке.
Расширять диапазон детского голоса. Учить детей
точно попадать на первый звук. Самостоятельно
попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание,
34

Знакомый
репертуар.
«Лягушка и
кукушка»
«Няня мылом мыла
Милу…»
«Сорок сорок ели
сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый
материал.

5. Упражнения для
распевания.

6. Пение.

уметь интонировать на одном звуке.
Учить связывать звуки в «легато».
1.Побуждать детей к активной вокальной
деятельности.
2.Закреплять умение петь в унисон, а капелла,
пропевать звуки, используя движения рук.
3.Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как
ниточку.
4.Способствовать развитию у детей выразительного
пения, без напряжения, плавно, напевно.
5.Продолжать развивать умение у детей петь под
фонограмму и с микрофоном.
6.Формировать сценическую культуру (культуру
речи и движения).

«Теремок», Л.
Олифировой,
«Вот такая
чепуха», И.
Рыбкиной.
«Солнечная
капель», музыка и
слова Вохрушева,
Соснина,
«Сегодня мамин
праздник», слова
Т. Волгиной,
музыка А.
Филиппенко,
«Мамина песенка»,
М. Пляцковский,
«Самая
счастливая», слова
К. Ибряев, музыка
Ю. Чичков,
«Мой подарок
маме», слова и
музыка
С. Булдакова,
«Из чего же, из
чего же», слова
Я. Халецкого,
музыка Ю.
Чичкова.

Апрель
Содержание работы
1. Коммуникативная играприветствие.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Задачи

Музыкальный
материал

Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.

«Приветствие»,
модель И.
Евдокимовой.

Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей. Подготовить речевой
аппарат к работе над развитием голоса.

2.
«Здравствуйте»,Ка
ртушина.

35

Формировать более прочный навык дыхания,
укреплять дыхательные мышцы, способствовать
появлению ощущения опоры на дыхании,
тренировать артикуляционный аппарат.
3.Интонационно-фонетические Учить детей чётко проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат; Развивать
упражнения.
образное мышление, мимику, эмоциональную
отзывчивость. Формировать слуховое восприятие.
Учить детей использовать различные
эмоциональные выражения: грустно, радостно,
ласково, удивлённо и т.д.
4.Скороговорки, стихи.
Добиваться более лёгкого звучания; развивать
подвижность голоса.
5. Упражнения для
распевания.
Удерживать интонацию на одном повторяющемся
звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в
точной передаче ритмического рисунка мелодии
хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение детей,
уметь раскрепощаться.

«Лошадка» прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз» короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина» вибрация губ.
«Самолёт» - на
звук «У»
(протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и
понижая голос).
Проговаривание
текста песен,
попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».

6. Пение.
1.Продолжать учить детей петь естественным
голосом, без напряжения, правильно брать дыхание
между музыкальными фразами, и перед началом
пения.
2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Закреплять навыки хорового и индивидуального
выразительного пения.
3.Формировать сценическую культуру.
Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

Знакомый
репертуар.
«Я хороший»,
«Да и нет». В.Н.
Петрушина.
«Стрекоза и
рыбка»,
«Кот и петух», А.
Евтодьевой
«Отмените войну»,
Т. Ветрова,
«Прадедушка»,
музыка А.
Ермолов, слова М.
Загота,
«День Победы»,
музыка и слова
Е. Курячий,
«С дедом на

36

парад», музыка и
слова
Л. Олифировой,
«Мой дедушка –
герой», слова
Аркадия Вайнера,
музыка Натальи
Вайнер,
«На горе-то
калина» русская
народная песня,
обработка Ю.
Чичкова.

Май
Содержание работы

1. Коммуникативная играприветствие.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Задачи

Освоение пространства, установление контактов,
психологическая настройка на работу.
Закреплять работу по развитию певческого голоса,
способствовать правильному звукообразованию,
охране и укреплению здоровья детей. Подготовить
речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Закреплять умение выстраивать голосом звуковую
линию;

Закреплять умение детей соотносить своё пение с
3.Интонационно-фонетические показом рук, добиваясь при этом осмысленного,
эстетичного, выразительного и разнообразного
упражнения.
музыкального действия. Использовать карточки для
работы руками по извлечению звука.

Музыкальный
материал
«Приветствие»,
модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
«Прогулка» М.
Лазарев.
Проговаривание
текста песен,
попевок.
Знакомый
репертуар.
«Только смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый
репертуар.

4.Скороговорки, стихи.

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный аппарат;
Развивать образное мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость.. Использовать
различные эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо и. т.д.

37

«Стрекоза и
рыбка»,
«Кот и петух», А.
Евтодьевой
«До свиданья,
детский сад»,

5.Упражнения для
распевания.

Повысить жизненный тонус, настроение детей,
эмоциональное благополучие, уметь
раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки
детей.
Совершенствовать вокальные навыки:
1. Петь естественным звуком без напряжения;

6. Пение.

2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;
3. Петь а капелла, под аккомпанемент, под
фонограмму;
4. Слышать и оценивать правильное и
неправильное пение;
5. Самостоятельно попадать в тонику;
6. Самостоятельно использовать навыки
исполнительского мастерства, сценической
культуры.

музыка и слова Е.
Шаламовой,
«Мы жили очень
дружно», слова
П. Кагановой,
музыка С.
Вольфензона
«Школа нас ждет»,
музыка
С. Стемпневского,
слова В.
Степанова,
«Детский садволшебная страна»,
слова и музыка О.
Шапоренко.
«Детский садик»,
музыка А.Ермолов,
«Спасибо вам,
родные, за заботу»,
слова и музыка М.
Сидоровой.

38

3.3. Система условий реализации дополнительной образовательной
программы
Последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные
представления

каждого ребенка,

способствует

развитию музыкальных

способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка. Обследования
детей проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в
том,

чтобы

программы

определить
и

организуемого

влияние
в

степень

освоения

непосредственного

дошкольном

ребенком

дополнительной

образовательного

учреждении,

на

развитие

процесса,
ребенка.

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью
методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы
вокального кружка являются концертные выступления в ДОУ и на
сценических площадках Полетаевского с/п., конкурсы и фестивали на
районном и областном уровне.
Результаты освоения программы детьми дошкольного возраста:
Поют естественным голосом, протяжно.
Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто
интонируют.
Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и
скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.
Умеют контролировать слухом качество пения.
Выработана певческая установка.
Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству.
Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно.
Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в
словах и правильно произносят окончания слов.
Могут петь без помощи руководителя.
Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не
опережая друг друга.
39

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими

и

музыкальными

примерами,

наглядными

пособиями,

презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают
музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных
композиторов.
Занятие-постановка,

репетиция

отрабатываются

-

концертные

номера,

развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для
самих детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация
педагогом академической манеры пения.
Схема занятия:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим
дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание; – пение вокализов; – работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.

Концерты и выступления.
40

Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников студии.
Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны
быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа,
так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными
движениями или актерской игрой. Концертная программа режиссируется с учетом
восприятия ее слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной
по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими
сверстниками – все это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает
чувство гордости за себя. Творческий отчет проводится один раз в конце учебного
года.
Структура занятия.
Занятие включает в себя:
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо
предварительно «распевать» воспитанников а определенных упражнениях.
Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем,
удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для
этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но
не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка
голосового

аппарата

ребенка

к

разучиванию

и

исполнению

вокальных

произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы
- одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в
1-2 минуты (физминутка).
3. Основную часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства,
разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа
над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по
фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный
образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.
41

Работа над выразительным артистичным исполнением.
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
-знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как
стихотворение, спеть без сопровождения)
-работа над вокальными и хоровыми навыками;
-проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
-споем песню с полузакрытым ртом;
-слоговое пение («ля», «бом» и др.);
-хорошо выговаривать согласные в конце слова;
-произношение слов шепотом в ритме песни; -выделить, подчеркнуть отдельную
фразу, слово;
-настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
-задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;
-обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
-использовать элементы дирижирования;
-пение без сопровождения; -зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
-выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
-образные упражнения;
-вопросы;
-оценка качества исполнение песни

3.4.Материально-техническое обеспечение программы
42

Для успешной реализации данной Программы в ДОУ имеются все необходимые
технические средства обучения:
-Магнитофон,

CD-диски

-

фонограммы

используются

на

занятиях,

развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
-Ноутбук

-

презентации

для

знакомства

с

новыми

музыкальными

произведениями, с песнями.
-Музыкальный центр
-Микрофоны
-Акустическая система
3.5. Методическое обеспечение программы
-Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании
песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
-Комплекс дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой – при работе над
песней.
-Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет
мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных
инструментах.
-Артикуляционная гимнастика- В.В. Емельянова
-Программы, сценарии концертов.
-Сборники песен, попевок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43

Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным
инструментом - голосом. Это самый доступный инструмент, владение
которым развивается постоянно. Петь любят все дети. Пение существует
постоянно в окружающем мире ребенка, заполняя и скрашивая досуг.
Почему же так важно заинтересовать ребенка в пении? Песни для ребенка это яркие положительные эмоции. Пение благотворно влияет на нервную
систему ребенка, хорошо развивает внимание, речь, память, ну и, конечно
же, развивает и укрепляет голосовой аппарат. Главное, чтобы все песни,
которые исполнял малыш несли добро, развивали и воспитывали личность.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В
пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:
эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкальнослуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают
различные сведения о музыке, приобретают певческие умения и навыки. В
пении реализуются музыкальные потребности ребёнка: так называемые
знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в
любое время. «Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А
будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и
развития

певческого

голоса.

Занятия

пением

являются

важной

составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и
голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании
речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления.
Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Кроме
того, воспитание ладового и метроритмического чувства связано с
образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных
связей, с развитием способностей его нервной системы к тончайшему
регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и
других внутренних процессов), протекающих в организме. Эта способность
нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в
44

основе поведения человека. Планомерное вокальное воспитание так же
оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не
только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает
его

дыхательную

систему,

которая

влияет

на

состояние

сердечнососудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной
гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье. А какие замечательные
возможности для развития эстетических и нравственных представлений
детей! Таким образом, музыкально – певческое воспитание способствует
решению задач гармонического развития ребёнка. Вот почему выбранная
тема является актуальной.

ЛИТЕРАТУРА
45

1. Егорычева М. «Упражнения для развития вокальной техники»
2. Дмитреев Л.Б. «Основы вокальной методики»
3. Луканин В.М. «Мой метод работы с певцами»
4. Юссон.Р. «Певческий голос»
5. Назаренко И. К. «Искусство пения»
6. Голубев П.В. «Советы молодым педагогам вокалистам»
7. Орлова Г.М., Бекина СИ. Учите детей петь: Песни и упражнения для
развития голоса у детей Издательство «Просвещение», 1988.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1981
9. Гармошечка - говорушечка. Песни для детей детских садов/Сост. СИ.
Мерзлякова. М., Музыка, 1981
10. КостинаЭ.П. Камертон: Программа музыкального образования детей
раннего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004 г.
11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. Академия
развития, 1997г.
12.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития: для детей
младшего возраста. М.: Г уманитарный издательский центр Владос, 2000 г.
13. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа
музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая
группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.
14. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия,
2000.
15. В.В. Емельянов "Развитие голоса. Координация и тренаж" - СПб, 1997.
16. Д. Демченко "Вокальные игры с детьми" - М., 2000.
17. Кирюшин "Развивающие песни для дошкольников" - М., 1994. 18. И.
Кончева, А. Яковлева "Вокальный словарь" - Ленинград, "Музыка", 1988.

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».