Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи программы 1.3 Содержание программы 1.4 Планируемые результаты Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график 2.2 Календарный план воспитательной работы 2.3 Учебный план 2.4 Условия реализации программы: материально-техническое обеспечение: помещения, площадки, перечень оборудования, инструментов и материалов, приборы, информационные ресурсы, кадровое обеспечение, оценочные материалы 2.5 Формы аттестации 2.6 Методические материалы 2.7 Литература для педагогов, для учащихся и родителей 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа социально - гуманитарной направленности «Веселый китайский язык» разработана в соответствие: • Закона «Об образовании в Российской Федерации» (Nº 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 г.) • Постановления Главного государственного санитарного врача российской федерации от 4 июля 2014 года N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172–14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" • Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. Nº 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • В соответствии с приказом Nº6 от 02.09.2020 «Об оказании платных образовательных услуг», порядком «Организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-гуманитарной; по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации - групповой. Построение дошкольного образования по программе нацелено на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно полное эмоциональное благополучие и счастливую жизнь каждого ребенка. Программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения китайского языка на последующих уровнях образования. Овладение китайским языком на элементарном уровне выступает в качестве первой ступени в реализациистратегической цели изучения языка. На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Программа ориентирована на личность ребенка: расширяет лингвистический кругозор детей. Ребенок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и китайского языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами, а также расширяет кругозор, показывая культуру другой страны. Актуальность программы Раннее изучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. Язык для ребёнка — это, прежде всего, средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей. 1.2. Цель и задачи программы Цель: создание условий для формирования интереса к изучению китайского языка и культуры, высокого уровня мотивации детей дошкольного возраста к изучению китайского языка через использование разнообразного, доступного материала. Задачи: Образовательные: o формирование у детей интереса к изучению китайского языка через привлечение занимательного соответствующего возрасту материала; o развитие навыков говорения и понимания китайского языка на основе игровых технологий обучения, разучивания песенок, рифмовок; o формирование представлений о Китае (общие сведения о стране, особенности животного и растительного мира, традиции, культурные и исторические памятники). Развивающие: o развитие психических функций ребёнка, связанных с речевыми процессами (восприятия, памяти, мышления); o развитие лингвистических (фонематического чувствительности, и способностей интонационного объёма слухоречевой дошкольников слуха, звуковысотной памяти, имитационных способностей, скоростного проговаривания); o развитие творческих способностей дошкольников в различных областях с использованием иностранного языка. Воспитательные: o воспитание у детей устойчивого интереса к изучению нового языка; o приобщение детей к новому социальному опыту с использованием китайского языка; знакомство дошкольников с миром зарубежных сверстников, китайским детским фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран. Возраст: Программа предназначена для детей 4–7 лет. Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин, 8 занятий в месяц, 64 занятий в год. Успешное решение поставленных задач на занятиях по китайскому языку с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения: o принцип наглядности; o доступности; o поэтапное введение лексики; o системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия; o формирование у детей положительного образа педагога, что повышает рефлексивные способности ребенка. Форма обучения - игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы. 1.3. Содержание Программы Средняя группа (4–5) Приоритетные задачи • формирование фонетических навыков, • формирование лексических навыков, • формирование грамматических навыков, • формирование навыком письма (написание черт) Месяц Темы/направления деятельности Сентябрь Приветствие (你好); Цифры (数字) Октябрь Мое тело (我的身体); Дом, семья (家) Основные задачи Вводные занятия; Научиться приветствовать друг друга; Научиться считать до 10. Вводные занятия; Научиться называть членов семьи; Выучить части тела; Выучить запись иероглифы ( 头 - Количество часов 8 8 голова , 头 发 волосы , 眼 睛 – глаза). Ноябрь Животные (动物); Одежда (衣服) Вводные занятия; 8 Научиться писать иероглифы 狗-собака, 猫- кошка); Выучить песенку ( 我 的 动 物 -мои животные; Выучить произношение футболка, брюки, обувь, шапка. Декабрь Новый год (新年); Места (地方) (Промежуточная аттестация) Январь Времена года (四节); Познакомиться с легендами Китая Февраль Мебель (家具); Профессии (职业) Март Фигуры (数字); Эмоции (情绪) Вводные занятия; Познакомиться с традициями Нового года в Китае; Выполнить аппликацию «Фонарик»; познакомиться с достопримечательностями Китая (Великая китайская стена, терракотовая армия); Вводное занятие; Выучить времена года; Научиться писать иероглифы «Времена года»; Познакомиться с легендой о драконах, о панде; 8 Вводное занятие; Познакомить детей с основными профессиями на китайском языке; Учить детей называть предметы мебели на китайском языке; 8 8 Вводное занятие; 8 Учить обозначению фигур на китайском языке; Познакомиться с обозначением основных эмоций на китайском языке (радостный, грустный); Апрель Дни недели (星期); Время (时间) Май Космос (空间); Транспорт(汽车) Июнь Вежливые слова (礼貌用语) Прощание на китайском языке (再见) Вводное занятие; 8 Изучить иероглифы «дни недели»; Выучить грамматическую конструкцию (час-минута) Вводное занятие; Ввести новую лексику по теме «Транспорт» на китайском языке; Выучить иероглифы солнце и луна; Выучить стихотворение» 我的空间» 8 Вводное занятие; Познакомить детей с вежливыми словами (谢谢、不客气) Выучить песенку прощание на китайском языке, научиться писать иероглиф «До свидания» 8 Старшая группа (5–6) Приоритетные задачи • • • формирование лексических навыков, формирование грамматических навыков, формирование навыкомписьма (написание черт) формирование навыков коммуникации на китайском языке со сверстниками Месяц Темы/направления Основные задачи деятельности Сентябрь Приветствие (你好); Цифры (数字); Цвета (颜色) Октябрь Мое тело (我的身体); Дом, семья (家) Ноябрь Животные (动物); Еда (吃饭) Количество часов Научиться приветствовать друг друга, узнавать, как дела; Научиться считать до 20; Научиться называть 10 цветов на китайском языке. Закрепить умение детей четко называть членов своей семьи на китайском языке; Научить строить легкие грамматические конструкции с (的) Познакомить детей с животными зоопарка на китайском языке; Научитьсязаписывать иероглифами Животных(熊猫、老 8 8 8 虎、狮子、猴子); Выучить национальные Блюда Китая(饺子, 面 Декабрь Новый год(新年) Места(地方), Природа(大自然) (Промежуточная аттестация) 条) Познакомиться с традициями Нового года в Китае; Провести Праздник (新年) Выполнить аппликацию «Дракон»; Познакомиться с городами Китая (Пекин, Шанхай); Познакомиться с природными явлениями (下雨、下雪) 8 Январь Времена года (四节); Февраль Мебель (家具); Профессии (职业) Март Апрель Эмоции (情绪) Дни недели (星期); Время (时间) Май Транспорт(汽 车); Здания и улицы(建 造) Закрепить выученный материал (природные явления), повторить времена года; Научиться писать иероглифы «природные явления»; Научиться составлять короткие рассказы о природе на китайском языке Познакомить детей с конструкцией(她/他 是..); Научиться называть мебель относительно в пространстве; Развивать способность распознавать различные эмоции, используя для обозначения китайский язык; Научиться записывать эмоции при помощи иероглифов; Изучить иероглифы «дни недели»; выучить как пишется иероглиф ами (пн, вт,ср, чт,пт,сб,вск); Выучить грамматическую конструкцию(половина 六点半) Ввести новую лексику по теме «Транспорт» на китайском языке; Выучить грамматическую конструкцию «номер дома»; Научиться составлять мини рассказы(我住在哪 里); 8 8 8 8 8 Июнь Вежливые слова (礼貌用语) Вспомнить вежливые слова(谢谢、不客气、 8 没关系、对不要气); Закрепить в диалогах; Научиться писать Иероглифами(谢谢、不 客气、没关系、对不要 气); Выучить песенку прощание на Китайском языке (晚安) Подготовительная группа (6–7) Приоритетные задачи • формирование лексических навыков, • формирование грамматических навыков, • формирование навыкомписьма (написание иероглифов) • формирование навыков коммуникации на китайском языке со сверстниками Месяц Темы/направления Основные задачи деятельности Сентябрь Октябрь Ноябрь составлять Приветствие(早上好, Научиться словосочетания «доброе 晚上好,下午好) утро, добрый день, добрый вечер»; Цифры (数字); Научиться считать до 50; Цвета (颜色) Научиться называть 12 цветов на китайском языке. Закрепить умение детей Дом, семья(家) четко называть членов Возраст(岁) своей семьина китайском языке, как зовут членов семьи; Научиться называть свой возраст; Познакомить с Животные (动物); конструкцией(我想吃…) Количество часов 8 8 8 Еда (吃饭) Декабрь Январь Февраль Март Познакомить детей с животными зоопарка на китайском языке; научиться записывать иероглифами животных (熊猫、老虎、狮子、猴 子); Новый год ( 新年) Познакомиться с традициями Места(地方) Нового года в Китае; (Промежуточная Провести праздник (新年) аттестация) Выполнить аппликацию «Дракон»; Познакомиться с городами Китая (Храм неба,Шаолинь); Природа(大自然) Закрепить выученный материал (природные Времена года (四节) явления), повторить времена года; Научиться писать иероглифы «природные явления»; Научиться составлять короткие рассказы о природе на китайском языке Закреплять представления Мебель (家具); детей о предметах и их Профессии (职业) использовании в трудовых процессах на китайском языке; развивать умение устно составлять элементарные предложения на китайском языке в рамках темы «Мебель» Развивать способность Эмоции (情绪) распознавать различные эмоции, используя для обозначения китайский язык; Научиться записывать эмоции при помощи иероглифов; 8 8 8 8 Апрель Май Июнь Изучить иероглифы «днинедели»; выучить как Дата (号) пишется иероглиф ами (пн, вт, ср, чт, пт, сб, вск); Выучить грамматическую конструкцию (год, месяц, число) Ввести новую лексику по Транспорт(汽 теме 车); «Транспорт» на китайском Здания и улицы(建 языке; Закрепить грамматическую 造) конструкцию «номер дома»; Научиться составлять мини рассказы《我住在哪里》; Вежливые слова Вспомнить вежливые слова (礼貌用语) (谢谢、不客气、没关 Дни недели (星期); 8 8 8 系、对不要气); Закрепить в диалогах; Научиться писать Иероглифами(谢谢、不客 气、没关系、对不要 气); Закрепить умения детей использовать вежливые слова в диалоге; 1.4 Планируемые результаты В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности, в том числе творческой (игровой, художественной), записи черт и иероглифов учащиеся получают интерес к изучению китайского языка, знание детских песенок и стихов, знание лексики в рамках изученных тематических блоков, основных грамматических конструкций, получение базового представления об особенностях китайского языка и культуры. Личностными результатами изучения китайского в рамках данного курса являются: • общее представление о мире как многоязычном и поликультурным сообществе, • осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми. Предметными результатами являются умения в трех видах деятельности: аудирования (восприятия речи на слух), говорения, и письмо (начертание иероглифов). 4–5 года: • понимание китайской речи на слух; • формирование интереса к обучению; • создание словарной базы; • умение работать с раздаточным материалом. 5–6 лет: • формирование позитивного отношения китайскомуязыку; • развитие коммуникативных умений на уровне односложных высказываний, понимания речи учителя на занятии; • участие в ролевых играх; • понимание аудиозаписей (песни, истории ит. д.); • умение записывать иероглифы; 6–7 лет: • развитие коммуникативных умений на уровне тематических несложныхвысказываний; • понимание речи учителя на занятии учебных аудиозаписей; • участие в ролевых играх; • взаимодействие в парах и группах, • умение записывать предложения используя иероглифы. Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график 1 2 3 4 Продолжительность освоения программы Начало реализации программы (начало учебного года) Окончание реализации программы (окончание учебного года) Регламентирование образовательного процесса (режим работы объединение) 5 Выходные и праздничные дни 6 Каникулы (сроки, продолжительность) 7 Сроки промежуточного мониторинга Дата итогового занятия 8 37 недель 01.09.2024 31.05.2025 дня в неделю по 2 занятия продолжительность занятия 4–5 лет30мин 5–6 лет30мин 6–7 лет30мин Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные Правительством РФ Зимние каникулы с 01.01.202510.01.2025 г Летние с 01.06.2025-31.08.2025 г. С 14.12.2024 –18.12.2024 г. 28.05.2025 2.2. Календарный план воспитательной работы № П/п 1 2 Организационная форма Дни открытых дверей Праздники Цель Тема Дата мероприятия Ознакомление «Центры 03.10.2024 родителей с активности содержанием, детей, их организационным влияние на и формами и развитие методами ребенка преподавания дошкольного китайского языка возраста» в ДОУ Познакомить с Праздники 29.11.2024 праздниками «Китайский «Китайский Новый Год, Новый Цинмин, Родительские собрания 3 Год,Цинмин, Лодка-Дракон, День Середины Осени». Воспитывать у детей уважительное отношение к культуре другой страны. Взаимное общение педагога и родителей по расширение педагогического кругозора родителей ЛодкаДракон, День Середины Осени». Изучение 11.12.2024 китайского языка в детском саду 2.3 Учебный план № П/п 1 Название раздела (курса, модуля, раздела, блока) Приветствие (你好); Количество часов (4–5 лет) 8 Формы промежуточной аттестации Беседа 8 3D-пазлы 8 Викторина 8 Беседа 8 Игра Бинго 8 Мини-проект «Мой дом» 8 Игра «Мое лицо» Цифры (数字) 2 Мое тело (我的身体); Дом, семья (家) 3 Животные (动物); Одежда (衣服) 4 Новый год (新年); Места (地方) 5 6 Времена года (四节) Познакомиться легендами Китая Мебель (家具); с Профессии (职业) 7 Фигуры (数字); Эмоции (情绪) 8 Дни недели (星期); 8 Мини-проект «Часы» 8 Викторина 8 Беседа 88 Подведение итогов Количество часов (5–6 лет) 8 Формы промежуточной аттестации Беседа 8 3D-пазлы 8 Викторина 8 Беседа 8 Игра Бинго 8 Мини-проект «Мой дом» 8 Игра «Мое лицо» 8 Мини-проект «Часы» Время (时间) 9 Космос (空间); 11 Транспорт(汽车) Вежливые слова (礼貌用语) Прощание на китайском языке (再见) Итоговое мероприятие № П/п Название раздела (курса, модуля, раздела, блока) 10 1 Приветствие (你好); Цифры (数字) 2 Мое тело (我的身体); Дом, семья (家) 3 Животные (动物); Одежда (衣服) 4 Новый год (新年); Места (地方) Природа(大自然) 5 6 Времена года (四节) Познакомиться с легендами Китая Мебель (家具); Профессии (职业) 7 Фигуры (数字); Эмоции (情绪) 8 Дни недели (星期); Время (时间) 9 Транспорт(汽车); 11 Здания и улицы(建造) Вежливые слова (礼貌用语) Прощание на китайском языке (再见) Итоговое мероприятие № П/п Название раздела (курса, модуля, раздела, блока) 10 1 Приветствие(早上好, 8 Викторина 8 Беседа 88 Подведение итогов Количество часов (6–7 лет) 8 Формы промежуточной аттестации Рассказ о себе 8 3D-пазлы 8 Викторина 8 Аппликация фонарик 8 Раскраски «Разноцветный Китай» 8 Мини рассказ «Моя будущая профессия» Игра «Мое лицо» 晚上好,下午好) Цифры (数字); Цвета (颜色) 2 Мое тело (我的身体); Дом, семья (家) 3 Животные (动物); Одежда (衣服) 4 Новый год (新年); Места (地方) Природа(大自然) 5 6 Времена года (四节) Познакомиться с легендами Китая Мебель (家具); Профессии (职业) 7 Фигуры (数字); 8 Эмоции (情绪) 8 Дни недели (星期); 8 Мини-проект «Календарь» 8 Викторина Время (时间) 9 Транспорт(汽车); 10 11 Здания и улицы(建造) Вежливые слова (礼貌用语) Прощание на китайском языке (再见) Итоговое мероприятие 8 Беседа 88 Подведение итогов 2.4 Условия реализации программы Характеристика средств, необходимых для реализации программы. Материально-техническое обеспечение: Для полноценной реализации программы необходимо: • создать условия для разработки проектов; • обеспечить удобным местом для индивидуальной и групповой работы; Учебное помещение для проведения занятий оснащенное мебелью. Аппаратные средства: Компьютер или планшет обеспечивает обучаемому мультимедиавозможности: видеоизображениеи звук. - Выход в глобальную сеть Интернет Дидактическое обеспечение: 1. Подборка литературы по разделам программы. 2. Плакаты. 3. Медиатека (песни и мультики на китайскомязыке). 4. Специальные тематические карточки. 5. Пазлы 6. Презентации по темам занятий. 7. Игрушки-животные. 8. Фигурки-муляжи фруктов, овощей и другихпродуктовпитания. Информационное обеспечение: • профессиональная и дополнительная литература для педагога, обучающихся, родителей; • наличие аудио-, видео-, фотоматериалов,интернет-источников, плакатов, чертежей 2.5. Формы аттестации Начальный или входной контроль определяет уровень развития детей их творческих способностей используются формы: собеседование, беседа, опрос. В процессе занятий применяются словесные, практические и игровые методы, причём большая часть времени отводится практической форме работы. По каждой теме предусмотрен итоговый контроль знаний учащихся в форме игровых и творческих заданий. Текущий контроль определяет степень усвоения учащимися учебного материала и определения готовности восприятию нового материала: педагогические наблюдения, игра, опрос, беседа. Итоговый контроль определяет результаты обучения и ориентирует учащихся на дальнейшее обучение: мониторинг, коллективная рефлексия. 2.6. Методические материалы Организация образовательного процесса – очная. Методы обучения, используемые для реализации программы: словесный; • наглядный практический; • объяснительно -иллюстративный; • дискуссионный; • игровой Методы воспитания, применяемые в образовательном процессе: • • • • • • убеждение; поощрение; упражнение; стимулирование; Мотивация Форма организации образовательного процесса: групповая Форма организации учебного занятия: беседа; • наблюдение; • игра; • праздник; • открытое занятие; Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий: • • • • • • технология группового обучения; технология коллективного взаимообучения; технология развивающего обучения; технология коллективной творческой деятельности; здоровьесберегающая технология 2.7 Литература для педагогов, для учащихся и родителей Наименование программы Список литературы (Учебнометодические пособия, методические разработки, др.) «Китайский язык» УМК «Царство китайского языка» (Издательство Пекинского Культурно-языкового института,2007), состоящий из учебника, рабочейтетради, аудиоматериалов и видеоматериалов. Китайские иероглифы в карточках, СпешневН. А.,2012. Читаем и переводим с китайского языка, учебно-методическое пособие, ЮсуповаГ. А.,2011.